Японские приключения Чебурашки

Япония влюблена в российского Чебурашку. "Неизвестный науке зверь", придуманный в 1966 году Эдуардом Успенским, буквально покорил японцев. Все газеты - от правой "Асахи" до коммунистической "Акахаты" - посвятили статьи "русскому чуду". А в Интернете был открыт специальный сайт, на котором можно заказать майки и кепки с изображением Чеби, так называют Чебурашку в Стране восходящего солнца. Между тем триумф Чебурашки в Японии постепенно перерастает в международный скандал. Как заявил в беседе с корреспондентом "Итогов" сам Эдуард Успенский, "слава богу, что Чебурашка популярен в Японии, плохо только, что торгуют моим персонажем незаконно, люди желают попросту украсть деньги в надежде, что Россия страна неповоротливая". По словам Сергея Зятицкого, гендиректора Российского общества по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС), представляющего интересы Успенского, сейчас российские юристы в Японии готовят иски против японских компаний, которые вместе с американской компанией Films by Jove тиражируют ширпотреб с лейблом "Чебурашка". Отказавшись назвать сумму иска, Зятицкий тем не менее сообщил, что "она будет немаленькой. Мы очень серьезно настроены и будем преследовать нарушителей в уголовном порядке. Права на персонажи согласно закону об авторском праве (российскому. - "Итоги") принадлежат автору, а он не давал разрешения на их использование".

 

Надо сказать, что Эдуард Успенский еще в советские времена активно отстаивал права на своих героев и, в частности, пытался запретить изготовление конфет "Чебурашка" кондитерской фабрикой "Красный Октябрь". Правда, удалось ему это сделать только в 1993 году после выхода российского закона "Об авторском праве и смежных правах" - закон этот содержит положение о необходимости согласовывать с автором использование его персонажей. С тех пор писатель зорко следит за тем, чтобы популярные герои его книг не использовались российскими производителями без согласия автора. В 1997 году Успенский создал фирму "ООО "Чебурашка", которая владеет патентами не только на самого Чебурашку, но и на Дядю Федора, Шапокляк и других героев. На российской территории писателю удается контролировать процесс и заключать выгодные сделки с производителями жевательной резинки, конфет, молока и маргарина.

 

Но с использованием образа Чебурашки за границей дело обстоит сложнее. Еще в 1992 году американская компания Films by Jоve, принадлежащая бывшему советскому киногерою Олегу Видову и его жене, американке Джоан Борстен, заключила контракт со студией "Союзмультфильм". По этому контракту Films by Jоve получила на тридцать лет право на прокат лучших советских мультфильмов во всем мире, за исключением территории бывшего СССР. По словам Джоан Борстен, по условиям контракта фирма платит "Союзмультфильму" 39,5 процента от прибыли. "В настоящее время компания Films by Jove владеет правами на дистрибьюцию 1200 советских анимационных фильмов, выпущенных с 1936 по 1991 год. Такие шедевры, как "Ежик в тумане" Юрия Норштейна и "Балерина на корабле" Льва Атаманова, получили в Америке вторую жизнь после того, как их переозвучили голливудские звезды - Джессика Ланг, Тимоти Далтон и Билл Мюррей. Эти образы создают новые стандарты фантазии и красоты, демонстрируя прекрасную возможность внушать ценности без обращения к насилию", - писала о наших мультфильмах газета "Голливуд Репортер". При этом надо заметить, что американская компания владеет не оригиналами мультфильмов, которые хранятся в России, в Госфильмофонде, а лишь отреставрированными копиями. Перед тем как выпустить мультики на экраны США, компания Видова проделала большую работу по реставрации фильмов. "Нам пришлось восстанавливать многие ленты буквально по кадрику", - говорит Видов. В результе по качеству копии сегодня гораздо лучше оригиналов - это вынуждены признать даже недоброжелатели Видова.

 

А оппонентов у Видова хватает. Нынешний замдиректора "Союзмультфильма" по общим вопросам Вячеслав Шилобреев считает договор с Films by Jоve грабительским, и, по его словам, студия давно ведет борьбу за его расторжение. На "Союзмультфильме" утверждают, что никаких денег от Films by Jоve не получают. Договор с Видовым был заключен прежним руководителем "Союзмультфильма" Сергеем Скулябиным, ныне проживающим в США. "Деньги уходили в карман Скулябина", - утверждает Шилобреев. Став генеральным директором "Союзмультфильма" в начале 90-х, Скулябин позднее акционировал студию, но акций, по словам работников студии, они так и не увидели. Акционерное общество было впоследствии ликвидировано, и студию вновь взяло под опеку государство, создав в июне 1999 года федеральное государственное унитарное предприятие "Союзмультфильм". Сегодня руководство и работники студии в один голос говорят, что контракт с Видовым не был выгоден российской стороне, так как лишал государство права распоряжаться шедеврами отечественной мультипликации.

Вернемся, однако, к Чебурашке. Фильмы, созданные по мотивам произведений Эдуарда Успенского, также входят в число шедевров отечественной мультипликации, правами на прокат которых владеет компания Видова. Даже сам писатель признает, что "фильмы Видов имеет право продавать - у него со студией хоть полузаконный, но договор". Интерес Успенского в данном случае в другом. Он считает, что Видов и его партнеры в Японии незаконно занимаются так называемым мерчандайзингом, то есть продажей сопутствующих товаров - игрушек, маек с изображением Чебурашки и так далее. Нередко доходы от мерчандайзинга значительно превышают доходы от собственно проката фильма. Так, например, если кассовый сбор от проката мультфильма "Король Лев" принес 312 миллионов долларов, то продажа сопутствующих товаров - более 2 миллиардов.

 

Видов уверен, что Успенский не сможет помешать ему продавать персонажей из мультфильма "Чебурашка". Он утверждает, что контракт со студией "Союзмультфильм" включает в себя права на мерчандайзинг. "Он был сценаристом на студии. Мы подписали контракт со студией, у которой были все права", - заявил Видов "Итогам". По словам Успенского, Видов предлагал ему небольшой процент от продажи товаров в Японии, но писатель отказался, видимо, посчитав сумму недостаточной. Кроме того, Джоан Борстен в сентябре прошлого года прислала Успенскому письмо, в котором предлагала помочь с продажей его книг в Японии (книжки Успенского с его ведома были опубликованы там, а также в США и Канаде престижными издательствами, но широкого признания не получили), но писатель отверг и это предложение.

Прокомменировать обоснованность претензий Успенского "Итоги" попросили нескольких независимых экспертов. Вот мнение патентного поверенного, международного партнера юридической фирмы Baker & McKenzie Евгения Ариевича: "Визуальный образ Чебурашки, безусловно, является объектом авторского права. Он создавался штатным художником "Союзмультфильма", и имущественные права на него принадлежат работодателю, то есть студии. Может ли Успенский претендовать на него? При всем уважении к Эдуарду Николаевичу, его правовая позиция вызывает у меня сомнения". Здесь надо пояснить, что канонический, знакомый миллионам зрителей образ Чебурашки был создан художником "Союзмультфильма" Леонидом Шварцманом. И именно это изображение Успенский позднее зарегистрировал в Роспатенте в качестве товарного знака. Рисунок же, который сделал когда-то сам Успенский с помощью циркуля, лишь передает общую идею образа мультипликационного Чебурашки.

"Сомнения вызывает и регистрация изображения Чебурашки в качестве товарного знака, - продолжает Евгений Ариевич. - Одного книжного описания персонажа для обоснования прав недостаточно, по описанию можно нарисовать героя пятью разными способами. К тому же, если товарный знак в виде изображения Чебурашки зарегистрирован в России, это еще не значит, что он автоматически охраняется в Японии. Защите подлежат только авторские права писателя на литературное произведение - на основании норм национального законодательства и международных соглашений. Что касается изображения как объекта авторского права, то, скорее всего, авторство в Японии и владение имущественными правами будет устанавливаться в соответствии с тем, как эти права защищены в стране происхождения, то есть в России. А здесь, повторяю, претензии Успенского вызывают сомнения".

Иного мнения придерживаются в департаменте лицензирования и сборов Независимого Агентства авторских прав: "Насколько будут учтены в Японии права Успенского на владение зарегистрированным им товарным знаком Чебурашки, во многом зависит от того, какую позицию займут его адвокаты. В принципе, если товарный знак действует в России, западные предприниматели должны исходить из норм российского законодательства и местные законы должны быть на "нашей" стороне. А вот "Союзмультфильмом" при заключении контракта с фирмой Видова его права были явно нарушены. Студия должна была получить согласие автора текста мультфильмов на перевод. Таковое отсутствует, а это очень серьезное нарушение".

Чем закончится разбирательство между создателем и "пользователями" симпатичнейшего Чебурашки, учитывая правовую двусмысленность ситуации, предсказать трудно. Очевидно одно - ноу-хау Чебурашки с построением Дома дружбы, где все жили бы душа в душу, не устраивает пока ни российскую, ни американскую сторону.

Отзывы (0) Написать отзыв

Здесь публикуются отзывы и обсуждения статей.

Сообщения не по теме удаляются.

не видно картинку?

нажмите

код:

Найти

Всего товаров: 0

Последнее видео

все

опубликовано: 26.02.2014

Оттепель (видео)

Последнии статьи

все

Любое копирование материалов сайта без ссылки на первоисточник запрещается.

Яндекс.Метрика