В былые времена все было по-иному: деревья выше, люди добрее и даже мафия, не та взаправдашняя, а киношная - страшнее. Раньше мы не знали значения слова «стеб» и не понимали, как можно не бояться вездесущей итальянской Коза Ностры. Как это ни странно, сейчас, мы не боимся. Мы ассоциируем Италию с пиццей и лазаньей, прекрасной Венецией и вечным городом Римом. Мы не вздрагиваем при упоминании итальянской мафии. Она для нас - клише, тема, которая обыгрывалась не в одной кинокомедии, не страшная вовсе.
Совсем по-другому относились мы к знаменитой Коза Ностре двадцать лет назад.
Когда на экраны вышел сериал «Спрут», российский зритель впервые по-настоящему испугался. Он увидел мафиози - сильного и смелого, хитрого и изворотливого, мафиози-тактика, мафиози-гения. Он увидел не невнятно прописанный, угловатый образ врага, которого легко одолеть положительному герою. Нет. Аудитория теперь широко раскрытыми от ужаса глазами смотрела на гангстера, которому чуждо любое проявление человечности, который губит и убивает, который безнаказан и бессмертен. Образ того страшного гангстера, что создали режиссеры Дамиано Дамиани, Флорестано Ванчини , Луиджи Перелли и Джакомо Баттиато, действительно бессмертен. Этот персонаж жив в наших сердцах, в наших воспоминаниях и в мировом кинематографе. Пусть сейчас мы пересматриваем «Спрут» и не боимся: видели на экранах (если не в жизни...) вещи куда страшнее. Однако наивность и некоторая непроработка отдельных образов для сериала, первые серии которого вышли в 1984-м году, простительна.
Нам так не бояться. Нам так не восхищаться. Нам так не плакать над судьбой комиссара Катани. Как и над героем Бельмондо в финальной сцене «Профессионала». Те времена безвозвратно ушли, но это не мешает нам помнить и периодически вспоминать. Пусть модный в те годы «Спрут» сегодня стал уже классикой. Ностальгические отголоски приключений героя Микеле Плачидо нам так же близки и также загадочно любимы.
Сюжет сериала построен на постоянной борьбе героев положительных и героев отрицательных, на кровавой мести, на играх разума злых гениев криминального мира и отважных комиссаров.
Борьбу не на жизнь, а на смерть с Коза Нострой ведет 40-летний комиссар Коррадо Каттани из Милана. Он занимает место убитого при загадочных обстоятельствах предшественника и берется за истребление мафии всерьез. Однако она подобна спруту с щупальцами, что окутывают все и вся. Не избежать. Не спрятаться. Только бороться. До последнего дыхания, до последней капли крови.
Итак, после перевода на Сицилию комиссар полиции Каттани ведет и официальное, и самостоятельное, независимое расследование. Бесстрашный и неподкупный, он получает одну за одной «черные метки»: сначала убита его знакомая, вскоре - один из помощников.
Катани не сдается и доводит дело до суда. Во время процесса гангстеры похищают его 12-летнюю дочь Паолу, вынуждая отозвать обвинение и уничтожить улики. В итоге подозреваемые оправданы, комиссар - уволен, а Паола - изнасилована. Месть Каттани - жестока. Она шокирует даже главарей Коза Ностры, которые решают убрать гангстеров, шантажировавших комиссара. Следствие продолжается... В итоге, пролив море слез и море крови, Каттани одерживает победы над некоторыми врагами, но главным противникам удается избежать кары. Комиссар уходит в отставку, чтобы вернуться во второй части сериала.
Находясь на отдыхе, Коррадо с семьей пытается залечить нанесенные мафией раны в Швейцарии. Вместе с Эльзой и Паолой он надеется пережить весь ужас, но увы... После потрясения Паола содержится в нервной клинике. Однажды она сбегает и погибает. Старые раны не зажили, они кровоточат.
Каттани решает вернуться в Палермо, чтобы отомстить за смерть дочери. Теперь он ведет охоту на тех, кто отдавал приказ похитить ее в прошлом. Одним из его главных врагов остается адвокат Терразини.
Дальше - хуже. Каттани воюет со страшным спрутом и не может одержать победу. По сути - он обречен. В четвертой серии комиссар погибает. На этом месте зрители обычно плачут, горькими, искренними слезами, потому что действительно жалко.
Еще зрители жаждут смерти негодяя Эспинозы, который представляет прямо-таки мировым злом. Когда старика убивают, как и его невинную дочку, становится жалко всех. Потому что фильм такой - очень грустный.
С течением серий понимаешь, что Каттани еще повезло: отмучился. Тем, кто остался жить после него, повезло меньше...В «Спруте» нет очевидной морали: погибают и добрые, и злые герои. По заслугам или нет, достается всем. И чувство безысходности лишь усиливается...
Но не сегодня, сегодня не страшно, сегодня - грустно, мы повзрослели и отлично знаем, что вездесущий «Спрут» образца 1984-го года, еще не самое страшное.