Следствие ведут Знатоки и Хотиненко

В 1969 году режиссеру Театра на Малой Бронной Вячеславу Бровкину предложили снять на телевидении спектакль "Следствие ведут Знатоки" о сотрудниках милиции. Тогда никто не подозревал, что история про "Знатоков" превратится в телесериал, который будет непрерывно продолжаться на экране двадцать лет. За эти годы в сериале снимались лучшие актеры московских театров. Потом был долгий перерыв, пока на ОРТ не родилась идея возродить "Знатоков", поместив их в наши дни. Так появились четыре серии "Следствие ведут Знатоки. Десять лет спустя". Продолжение сериала снял известный кинорежиссер Владимир ХОТИНЕНКО. 

Владимир Иванович Хотиненко - автор фильмов: "Один и без оружия", "В стреляющей глуши", "Зеркало для героя", "Рой", "Патриотическая комедия", "СВ. Спальный вагон", "Мусульманин", "Макаров", "Страстной бульвар". Его картины отмечены наградами фестиваля "Киношок" и премиями "Ника".

- Владимир Иванович, чем вас заинтересовал давнишний телесериал?

- К телефильму "Следствие ведут Знатоки" можно относиться по-разному. Для кого-то он одиозный, для кого-то легендарный. Я считаю его легендарным. Предложение от ОРТ снять продолжение "Знатоков" вначале показалось мне странным. Тем более что оно поступило в довольно сложный момент моей жизни. Мне надоело снимать кино в пустоту. Сегодня в общем-то не представляешь, для кого делаешь фильм, к кому обращаешься, практически невозможно узнать реакцию на свою картину. Вот я и раздумывал, как попытаться выйти на прямой контакт со зрителем? Я понимал, что идея авантюристическая как для телевидения, так и для актеров. На мое счастье, им это тоже было ясно, и вообще они оказались замечательными людьми, что во многом облегчило задачу.

- "Знатоки" принадлежат своему далекому времени, да и сняты серии очень архаично. Могут ли они соревноваться с нынешними сериалами о "ментах"?

- Знаете, мне показалась довольно забавной идея использовать этот сериал для своеобразного зондирования времени. Осталась ли сегодня какая-то связь с той эпохой? Когда недавно по телевизору показали все серии фильма "Следствие ведут Знатоки", рейтинг оказался очень высоким. Что это - удовольствие, как от перелистывания домашнего альбома, или тоска по "идеальным" героям? Я внимательно пересмотрел все серии, чтобы понять ту жизнь. Но время сдвинулось: теперь на экране все должно быть подвижнее, снимать одной камерой невозможно. Мне кажется, я понял секрет этого сериала. В нем участвовали замечательные актеры: Ия Саввина, Леонид Марков, Георгий Менглет и многие другие. Интересно следить за совершенно живыми персонажами, их чувствами, поступками. Там нет стрельбы, погонь. Мы пошли по тому же пути. Хотя герои и расследования будут выглядеть жестче. Потому что важно понять: любили зрители этих героев за их человеческие качества или это было увлечение милицейской, тогда достаточно экзотической темой? Если это была душевная привязанность, то сегодняшних героев поймут и примут. Если нет, для меня будет ясно, что связь времен оборвалась.

- Но теперь, к сожалению, "знатоков" не трое, ушла из жизни Эльза Леждей. Да и Знаменский с Томиным уже не те бравые "сыскари"...

- Про то и речь. Мы сняли картину про них сегодняшних - постаревших, изменившихся. Это история Томина и Знаменского, которые потеряли Кибрит. Им не совсем удобно жить в нашем времени, но они продолжают работать. Новая встреча происходит через пять лет, потому что Томин работал в Интерполе, был за границей. Действие начинается, когда он приезжает в Москву. Они по-прежнему друзья, хотя всегда старались подшучивать друг над другом. Очень важно, ради чего я и взялся за эту картину, это история мужской дружбы. Сериал состоит из "дел", раскрываемых "знатоками".

- Но аббревиатура "ЗнаТоКи" остается. Значит в сериале появится новая женская фигура?

- Это было невероятно сложно. Зрители обожали героиню Леждей, хотя она ничего особенного в сериале не совершала, да и объем роли был небольшой - приходила, рассказывала о своих выводах. Но ее обаяние и ирония были в сериале совершенно необходимы. Теперь появится молодая женщина - эксперт Китаева. Она, по легенде, - ученица Кибрит, которая погибла в автокатастрофе. В этой роли снялась Лидия Вележева.

- А знаменитая песня: "Если кто-то кое-где у нас порой" остается лейтмотивом сериала?

- Конечно, эти слова всегда вызывают усмешку. Но, как ни странно, эта песенка стала и остается своеобразным гимном милиции. Для меня она - элемент стиля фильма. Поэтому мы пригласили автора - композитора Марка Минкова, и он дописал другие музыкальные темы - от бодрой до лирической. У простенькой песни оказался очень широкий диапазон. В фильме есть сцена прощания с Кибрит, когда друзья сидят на даче перед ее фотографией и вспоминают. Здесь текст песни не звучит, но мелодия пронзительно передает их чувства.

- После работы над телесериалом не чувствуете ностальгию по большому кино?

- Я стал много смотреть телевизионных фильмов. Надо было понять, на какой поляне предстоит играть. Пока мне это интересно. Думаю, после "Знатоков" я еще некоторое время продолжу работу для телевидения, но уже с другим материалом.

- Наше телекино явно подражает не лучшим образцам, даже актеры начали играть в стиле американского кино. Это необратимый процесс?

- Существует, например, телесериал-легенда "Твин Пикс". Для меня это некий телевизионный идеал по всем статьям. Но такого у нас делать никто не собирается. Хорошо, говорят, но нашему зрителю надо попроще. Главное, что меня поражает, - покровавее. Обилие сцен с трупами, разборками, бандитскими загулами удручает. Когда говоришь с телевизионщиками, они соглашаются: да, от этого уже надо отходить, в кино пора возвращаться к обычным человеческим проблемам. Но ничего не происходит.

- На телевидении кроме криминальных сюжетов существуют комедии и мелодрамы. Вы могли бы снять, скажем, комедию на современную тему?

- Если это хороший материал, я готов снять что угодно. Для меня кино - это первое детское впечатление о волшебстве - "Человек-амфибия", незабываемая сказка. Поэтому серьезное или несерьезное снимать кино для меня не имеет значения. Я бы и мелодрамой с удовольствием занялся. Но в кино сейчас стоит огромная проблема - нет достойной драматургии.

- В ваших фильмах всегда был взгляд на прошлое как на некую фантастику или иллюзию. Сейчас этот интерес сохранился или современность привлекает больше?

- Мне кажется порочным и ненужным вздыхать о каком-то времени, даже если оно кажется хорошим и светлым. То время, в котором мы живем, спровоцировало разрыв времен. Когда я снимал картину "Зеркало для героя", то думал о своих родителях, которые принадлежат к поколению, чья жизнь оказалась выметенной ветром перемен. Я сердцем чувствовал, что время рвется. Но процесс продолжается. Ни одна кинокартина не может этому воспрепятствовать. Более того, в этом разрыве появился клин. Это поколение, выросшее в нашем безвременье: люди часто необразованные, безыдейные. И раньше мы не очень верили идеологическим догмам, но была идея сделать людей счастливыми, идея справедливого мироустройства. А сейчас все свелось к желанию обогатиться - это единственная реально существующая цель. Но человек, который движим идеей обогащения, по пути будет отбрасывать многие нравственные ценности. Есть вещи, которые в жизни приходят в противоречие.
Закончилась наша беседа сенсационным признанием Хотиненко: ему сегодня не интересно снимать кино. "Я не вижу востребованности у зрителя. Может, это цинично, но пока я не знаю, о чем делать для него фильмы", - говорит он.

Отзывы (0) Написать отзыв

Здесь публикуются отзывы и обсуждения статей.

Сообщения не по теме удаляются.

не видно картинку?

нажмите

код:

Найти

Всего товаров: 0

Последнее видео

все

опубликовано: 26.02.2014

Оттепель (видео)

Последнии статьи

все

Любое копирование материалов сайта без ссылки на первоисточник запрещается.

Яндекс.Метрика