Я сижу в маленькой гримерке театра им. Моссовета, а напротив меня – высокий, голубоглазый, загорелый юнкер Палиевский (друг главного героя "Сибирского цирюльника") – актер Марат Башаров. С дрожью в голосе начинаю спрашивать его обо всем, что приходит в голову.
– Как вы попали в актерскую профессию?
– Закончил школу, после школы поступил в МГУ на юридический факультет, а в конце лета случайно узнал, что в театр "Современник" одному режиссеру нужен на роль в сказке по Оскару Уальду "Кентервильское привидение" молодой парень. Я пошел туда попробоваться забавы ради – меня приняли, и я два сезона играл в "Современнике" в этом спектакле. Там я окунулся в творческую, в актерскую среду, и потом, естественно, уже не пошел ни в какой МГУ, забрал документы и на следующий год уже поступил в театральное училище им. Щепкина.
– Ваши родители никак не связаны с театром?
– Нет, никоим образом.
– Я знаю, что Вы были в Каннах на кинофестивале. Расскажите, пожалуйста, как там принимали "Сибирского цирюльника"?
– Да, я действительно вчера прилетел из Канн. Картину там принимали просто замечательно, даже несмотря на то, что фильм был не в конкурсной программе, а им открывался фестиваль. Очень странно, но французы смеялись совсем не на тех моментах, на которых смеялись наши зрители. Кстати говоря я ни разу не смотрел фильм так, как в Каннах на этом показе, в этот раз смотрел с таким напряжением, пытался ощутить обстановку в зале, кто над чем вздохнул, кто над чем засмеялся, кто о чем подумал – я ни разу так нервно не смотрел фильм. Но в итоге, им очень понравилось, картину приняли очень хорошо – хлопали, смеялись, плакали. И вышло три статьи американской критики, которая очень накинулась на фильм. Это естественно, так как в фильме американцы представлены плохими, а мы хорошими. И в итоге в одной из наших русских газет вышла статья, которую просто перепечатали из американского издания. Вот этого я не понимаю, почему, если 60 статей: "Пари матч", "Фигаро", все французские газеты написали хорошее, то почему нашим журналистам нужно взять одну из трех плохих статей и обязательно ее здесь опубликовать?
– Вам не страшно было работать с такими профессионалами как Михалков, Меньшиков, Говорухин, новый фильм которого с Вашим участием недавно вышел на экраны?
– Конечно, изначально было страшно. Мы все понимали ответственность за этот огромный фильм. В картине заняты такие звезды, как Меньшиков, Михалков, Петренко, Ильин, западные актеры: Ричард Харрис, Даниэль Ольбрыхский, Джулия Ормонд – был большой мандраж перед съемками. Но огромное спасибо Никите Сергеевичу, что перед началом работы он всех нас отвез в Кострому, где мы жили в военном училище, и вся эта наша жизнь, наша дружба просто переместилась из Костромы на съемку. В итоге и затрачиваться особенно не приходилось, потому что мы с полувзгляда уже друг друга понимали, было все схвачено, и было все приятно и здорово.
– А на "Горе от ума" Вы уже после фильма попали?
– Да, на "Горе от ума" Олег предложил сыграть Загорецкого, я с радостью согласился и играю.
– А где Вам интереснее работать: в кино или в театре?
– И в кино и в театре есть свои прелести и темные стороны. Я даже для себя не могу решить, где мне сложнее: сегодня сложнее на площадке, а завтра может быть трудно на репетиции и наоборот. Этого нельзя сравнивать.
– Как вы предпочитаете отдыхать?
– Был такой смешной случай: во время съемок фильма в Москве мы жили в "Президент-отеле", и однажды после съемок заехали ко мне домой. Там мы переоделись в женские платья, накрасились, колготки одели и решили ночью поехать в таком виде по Москве на машине. Начали специально нарушать, чтобы нас останавливали, и нас остановил гаишник. Я выхожу из машины, он видит, что вроде перед ним мужик, но в женском платье. Он спрашивает: "Ты мужик или баба?", я говорю: "Мужик". " А чего в платье? Педик что ли?" Я говорю: "Нет, просто актер". В общем, смешно было. А еще я рыбку половить люблю, вот недавно к друзьям ездил на Селигер.
– Где Вы сейчас работаете?
– Я сейчас продолжаю играть в театре в "Горе от ума" и снимаюсь у Эльдара Рязанова в картине "Тихие омуты", там у меня маленькая "ролька", я играю такого смешного гаишника. Вообще я люблю маленькие роли.
– Для Вас актерство – это свободная или зависимая профессия?
– Это и свобода, и дикая загруженность. Загруженность в том, что, знаете, как говорят, что у актера есть свой блокнотик в голове, вот я живу и постоянно в любой ситуации "записываю", чтобы потом, если вдруг пригодится, вспомнить эту ситуацию, поступки людей. Я даже фильм или спектакль не могу смотреть нормально, а все время – с профессиональной точки зрения анализирую, наблюдаю и не могу себя заставить расслабиться и просто посмотреть.
– Вы не жалеете, что не стали юристом?
– Ха, хороший вопрос. Да, нет вроде, не жалею. Пока фортуна рядом.
– Верите в судьбу?
– Очень, конечно. Знаете, есть анекдот, когда еврей просит у Бога, чтобы он ему помог выиграть в лотерею: "Боже, сделай так, чтобы я выиграл в лотерею". И вот он просит-просит: "Боже, пожалуйста, умоляю, ну сделай так, чтобы я выиграл в лотерею". И Бог уже взмокший спускается с неба и говорит: "Ну купи ты наконец билет лотерейный". Это к тому, что я считаю, что просто так сидеть и ждать фортуны нельзя, надо работать – тогда фортуна будет рядом всегда. И если я иду ей навстречу, то и она меня не обижает.