В большинстве своем фильмы,по критерию достоверности могут быть разделены на две категории: те, сценарии которых являются полным, от начала и до конца художественным вымыслом, и те, которые основаны на реальных событиях. Однако существует ещё и третья категория, гораздо более редкая и в чём-то более интересная – те сериалы, сюжет которых основан на придуманных, но вполне возможных в настоящей жизни событиях. К таковым относится новый сериальный проект телеканала РЕН «Черкизона. Одноразовые люди».
Страшная, но обычная история
Жизнь Сергея Виноградова была если не сказочной, то вполне устоявшейся и счастливой. Он был молодым хирургом в одном из провинциальных российских городов и был счастлив с женой и её дочерью Дашей, к которой относился как к родной, и это чувство было взаимно. Но трагедия внезапно и навсегда изменила жизнь Сергея - гибель жены заставила его принять серьезное решение. Ему стало тяжело находиться в привычных обстоятельствах, но уже без любимого человека. А тут ещё родной дед Даши фактически отобрал у Виноградова дочь. В этой ситуации Сергей продал квартиру, фактически похитил Дашу у ближайшего для неё родственника, пусть и с её согласия, и отправился в Москву в поисках лучшей, а главное, новой жизни. Однако жизнь в столице не успела толком и начаться, как Сергей и Даша в силу какого-то злосчастного стечения обстоятельств оказались на легендарном Черкизовском рынке. На этом огромном рынке, фактически настоящем городе внутри города, Даша потерялась и Сергею пришлось самому её разыскивать. Обратиться в правоохранительные органы он не мог, так как сам находился в розыске как похититель собственной, пусть и не родной, дочери. Поэтому через все круги «черкизовского ада» Виноградову пришлось пройти самому. А изнанка Черкизона, его теневая сторона, находящаяся за торговыми прилавками, оказалась действительно сродни преисподней...
Кому-то эта история сразу напомнит типичный сюжет из передач формата «Жди меня», в которых рассказывается о том, как люди теряют друг друга в очень непростых жизненных ситуациях. И это действительно так: сериал «Черкизона. Одноразовые люди» в самом деле можно назвать развёрнутой художественной интерпретацией любого из подобных взятых из жизни сюжетов. При этом создатели проекта, по их собственным словам, изначально придавали сериалу и социальное значение: показать те условия, в которых в нашей стране развивались и в определённой мере продолжают развиваться «рыночные отношения» и что они способны сделать с людьми.
Сила сериала - в его правдивости
Разумеется, сериал есть сериал, художественное произведение есть художественное произведение. Однако проект «Черкизона. Одноразовые люди» тем хорош и оригинален, что органично сочетает в себе черты художественного произведения и почти документального фильма. Это уже не очередная мыльная опера, события в которой настолько неправдоподобны, что зритель начинает задумываться о степени психического здоровья сценаристов. И при этом сделан огромный шаг вперёд по сравнению с теми вроде как документальными программами, подавляюще большинство которых эксплуатируют криминальную тематику, которые за последние лет 10-12 заполонили отечественный телеэфир. На фоне этих постановок, в которых реальные события перемешаны с удивительно фальшивым тоном повествования и удручающе невнятными постановочными сценами, сериал «Черкизона. Одноразовые люди» настоящий прорыв. Теперь у всех, кто планирует создавать подобные документально-художественные фильмы, уже не будет «отмазки» снимать откровенную чушь, потому что перед глазами отныне есть чёткий и внятный пример профессионального продукта.
Слово «профессионализм» лучше всего подходит к характеристике этого сериала. Да, выдающимся этот фильм назвать сложно, нет здесь и гениальных режиссёрских находок и актёрских откровений. Но общий уровень проекта высок и практически ни в одном из компонентов не вызывает нареканий. Весьма симптоматично в этом отношении то обстоятельство, что исполнители главных ролей имеют со своими персонажами много общего: так, Дмитрий Миллер (Виноградов) имеет среднее медицинское образование, четыре года проучился в медвузе, поэтому убедительно смотрится в роли хирурга. А, скажем, Константин соловьёв (Николаев), как и его герой, также имеет опыт работы в правоохранительных органах. Может показаться, что это мелочи, но при создании по настоящему стоящего телепродукта любые мелочи оказывают влияние на конечный результат. В случае с сериалом «Черкизона. Одноразовые люди» этот результат очень и очень достойный.