- Душа компании - это не про меня, - начала разговор Мария. - Людям иногда кажется, что я смотрю на них как-то не так. А я просто сижу и жду момента, когда и мне можно будет проявиться.
Эта стеснительность у вас с детства?
- Не совсем. Класса до 3-го я была довольно озорной девочкой. Хулиганила много, издевалась над своей прабабушкой. Убегала от нее, когда она встречала меня из школы. А потом вдруг произошел перелом, и я стала замкнутой.
А что за повод для такой перемены?
- Наверное, с годами умнее стала. Вот в третьем классе я написала музыкальное произведение на смерть Брежнева.
Минут на десять. Это была такая громкая музыка, насыщенная аккордами, которая в конце сходила на «нет». Помню, какой смех вызывало у взрослых это мое творчество. Но я, несмотря ни на что, все это исполняла.
В школе?!
- Дома. К маме, которая работала режиссером в Большом театре, постоянно приходили гости. Артисты, композиторы... Играли на гитарах, зажигали свечи, гадали, вызывали духов. Тогда это было в моде. А я смотрела на взрослых взглядом умудренного жизнью человека. И даже осуждала их в душе. Мне казалось: вот они дурачатся, а что за повод-то для смеха? Ведь жизнь так грустна и печальна.
Мало кто знает, что в свое время вы меняли театральный вуз.
- Да, еще до Щуки, я училась у Табакова. Помню, как боялась поступать в Школу-студию МХАТ.
Мой близкий приятель, с которым я прогуливалась по Камергерскому переулку, буквально втолкнул меня в аудиторию, где шел экзамен. Был конец второго тура. Все уже практически разошлись. И если бы не друг, я туда, может, так и не зашла бы… В результате через два года произошло то, что меня попросили уйти из института. И я ушла в никуда. Год сомневалась, не знала, что дальше делать. В конце концов решила начать все сначала. И поступила в Щуку.
А Табаков вас за что выгнал?
- За профнепригодность. Я даже благодарна Олегу Павловичу за такое судьбоносное для меня решение. Исключение заставило меня встряхнуться, пересмотреть взгляды на профессию. К Табакову я же в 16 лет поступила. И не очень понимала, зачем мне все это надо.
Вторая попытка оказалась более удачной?
- Да, все сложилось, и в то же время было труднее. Когда один раз обжегся - появляются сомнения, неверие в себя. Я безумно боялась выходить на сцену. К счастью, Мария Александровна Пантелеева, мой педагог, сумела подождать, пока я успокоюсь. И смогу, как говорится, заново любить.
Жалко гада
Сейчас с театром у вас разовые романы?
- Да. Вот в данный момент репетирую вместе с мужем Ильей Древновым, актером театра «Современник», у Сергея Алдонина в спектакле «Труффальдино». Я в два состава работаю, потому что это удобно. Двое детей, занятость на съемках. Мало ли что. Илья играет Труффальдино. Это шанс, который непременно надо реализовать. В «Современнике» у него хорошие роли, но его можно использовать шире.
А в кино Илья снимался?
- Самый известный его фильм - «Ворошиловский стрелок». Он сыграл одного из парней, которые насилуют главную героиню. В «Каменской», в одной из серий, он сыграл фотографа, который убивал невест. Илья воплотил образ не просто сумасшедшего убийцы, а человека со своим внутренним миром. Когда смотрела картину, я еще не была знакома с Ильей, но он мне уже понравился. Я даже плакала оттого, что мне было жалко этого гада. Еще Илья снимался в «Московских окнах», в картине «Прощайте, доктор Фрейд».
Это правда, что познакомились вы в театре?
- Моя любимая артистка Татьяна Кравченко позвала меня на премьеру «Шута Балакирева» в «Ленком». Пришел туда и Илья. После спектакля мы все встретились, начали общаться, спорить. В результате познакомились поближе. Этой же ночью… Но это уже совсем другая история.
Расскажите хотя бы, о чем же был судьбоносный спор?
- О театре, естественно. (Смеется.) А вы о чем подумали? Мы и сейчас любим уединиться и поговорить по душам. У нас есть дом под Костромой, где мы с Ильей пытаемся иногда отдыхать, если удается свести общие графики. И нам там так хорошо! Свежий воздух, молоко и сено! Мы любим поваляться в стогу, хотя потом, если не помоешься, чешешься как безумная.
Малахов обманул
С чего начиналась ваша жизнь в кино?
- Пробовалась на главную роль в «Страну глухих» Валерия Тодоровского. Он меня не утвердил. Но эти пробы мне все равно помогли. Их увидел Николай Лебедев, пригласил в свой фильм «Поклонник». И постепенно я стала сниматься в эпизодах. В «Дальнобойщиках» сыграла девушку у обочины.
Проститутку?
- Шлюху подзаборную! Я долго удивлялась, как могла ассистентка по актерам предложить мне эту роль. У меня типаж совершенно другой - на девушку с обочины я не похожа. Да и вообще, как это: играть проститутку?! Сначала хотела отказаться. Мне казалось, что это унижение. Но потом поняла, что для опыта это будет полезно.
Говорят, съемки проходили в настоящей тюрьме?
- Да, только в детской. Но это как раз обостряло ощущения. Слушаешь о жестоких преступлениях и никак не можешь осознать, что все это сделали подростки. И вопросы всякие в голову лезут. Что с ними будет, когда они выйдут? Для меня это очень интересная тема.
Вы сыграли заметную роль в «Ночном дозоре». Но многих шумиха вокруг него раздражала…
- Не спорю, рекламная кампания была довольно агрессивной. И актеры из-за этого тоже страдали. Помню, нас позвали на ток-шоу к Андрею Малахову, чтобы якобы поговорить о кино. Но оказалось, основная тема выпуска - какие-то семейные скандалы. И мы должны были их обсуждать. И когда Владимир Меньшов это понял, он просто встал, плюнул и ушел. Прямо во время записи. Я считаю, это правильный поступок. Молодец! А я так не смогла.
Не так давно Меньшов проделал такой же кунштюк на церемонии вручения наград МТV. Отказался вручать приз картине «Сволочи», бросил конверт и покинул сцену.
- Уважаю его решение. Это элементарное человеческое самоуважение. Человек честно заявляет свою позицию. Таким мужчинам женщины не изменяют!
Пять месяцев без ТВ
Как воспитываете дочерей?
- Наша общая с Гошей Куценко дочь Полина постоянно притаскивает из школы какие-то новые интересы, наглые жесты, грубые словечки.
И я с ужасом понимаю, что просто не успею очистить ее от всей этой шелухи. Запрещаю смотреть телевизор. На видеоигры у нас тоже табу. За компьютер Полина садится, только если это связано с учебой. Кстати, был момент, когда у нас дома пять месяцев не было ни одного телевизора. Какое это было счастье! Во-первых, все сконцентрированы друг на друге.
С нами же живет бабушка 85-летняя, кроме нее в квартире – мы с мужем Ильей, дочурки Сима и Полина, няня. И вечером мы не уходили по комнатам смотреть что-то, а общались друг с другом.
Зачем же опять купили этого «монстра»?
- Я вот теперь сама над этим думаю: зачем? Скорее всего, дело в привычке. Работа, дом, диван, телевизор и снова диван.
Какую альтернативу предлагаете детям?
- У старшей дочери, помимо обычных уроков, - музыкальная, художественная школы, танцы. У младшей – прогулки, книжки, музыка. Постоянно включаю ей пластинки. Чтобы ребенок слушал, развивался. Она уже начинает пританцовывать, показывать какие-то движения.
Дети разные по характеру?
- Очень. Они же от разных отцов! Полина всегда была увлекающимся ребенком. Схватится сразу за десять дел, ни одно до конца не доведет. Сима - противоположность. У нее, несмотря на возраст, ко всему основательный подход.
В неполных-то два года?
- Да, скажем, подходит к кулеру, открывает воду. Понятно, что вода разбрызгивается. Ее все за это журят. Она сама идет за тряпкой. И сама вытирает. Хорошая помощница растет у папы Карло! В смысле у Ильи…