Детство
Андрей Ильин родился в городе Горький, ныне - Нижний Новгород. Его родители не имели никакого отношения к театру. Отец всю жизнь проработал водителем, а мама была завхозом в ПТУ. Андрей вспоминает: «Когда я был маленьким, мне безумно нравилось ездить с отцом в его машине. Я обожал сигаретный дым, запах бензина, мне нравился запах его прокуренной и просаленной куртки. Я знаю, что папа меня очень любил, и чувствовал эту любовь».
В школе Андрей учился неплохо – был твердым хорошистом. Любимым предметом у него была литература, неплохо также давались математика, биология, география... Там же в школе мальчик начал заниматься в драмкружке, а в пятом классе он записался в Сормовский Дворец пионеров.
Какое будущее ждало мальчика из рабочей семьи? Как признается Андрей Ильин, он мог бы стать дальнобойщиком или слесарем, в лучшем случае – инженером. Однако после окончания восьмого класса мальчик решил круто изменить судьбу и поступил в Горьковское театральное училище на курс Б. Наровцевича…
Рига
Училище Андрей окончил в 1979 году, когда ему было 18 лет. Юношу распределили в Рижский театр русской драмы, где руководителем был Аркадий Кац. Юный актер пришелся ко двору - его тут же ввели на роли в детские спектакли.
В Рижском театре Андрей Ильин быстро повзрослел, набрался опыта, и уже вскоре ему доверили играть Хлестакова в «Ревизоре». Затем были Треплев в «Чайке», А.П.Чехова (1985), Алексей Иванович в «Игроке», Ф.М. Достоевского (1987) и, наконец, Гамлет в великом произведении Шекспира…
Параллельно Андрей Ильин в 1983 году окончил актерский факультет Рижской консерватории.
Первые роли в кино
В кино Андрей Ильин начал сниматься с 1980 года. Однако более десяти лет его имя практически ничего не говорило массовому телезрителю, поскольку актеру доставались в основном небольшие роли в малоизвестных картинах Рижской киностудии. Первую свою большую роль в кино Андрей Ильин сыграл лишь в 1989 году в сатирической комедии «Созвездие Козлотура», где его партнерами были знаменитые Армен Джигарханян и Семен Фарада. Но и этот фильм не имел массового успеха.
90-е годы
В 1989 году Андрей Ильин перешел из Рижского театра русской драмы в Театр им. Моссовета. Здесь им были сыграны роли в спектаклях: «Мой бедный Марат» (Леонидик), «Милый друг» (Шарль Форестье), «Как важно быть серьезным» (Алджернон).
Однако с началом 90-х в стране наступили тяжелые времена. Экономическая разруха отразилась и на театре и на кинематографе. Андрей Ильин вспоминает: «Было ощущение полного краха. Из театров ушел зритель, кино не снималось, о сериалах вообще речи не шло, потому что по телевизору показывали «Изауру» с «Дикой Розой». Я носился по Москве в поисках заработка и всерьез задумывался о том, что надо завязывать с актерством. Потому что я мужик, и мне надо было как-то тащить семью, думать о близких. А театр тогда не давал возможности выжить. Зарплата была 10–15 баксов в месяц, ниже всякого прожиточного минимума».
В то время произошли изменения и в его личной жизни - Андрей расстался со своей первой женой. Для того чтобы платить за квартиру, которую он снимал, Андрею пришлось подрабатывать извозом.
Что же касается его работы в кино, то за первую половину 90-х можно отметить лишь роль сержанта Серебряного в картине Петра Тодоровского «Анкор, еще Анкор!». Несмотря на то, что роль была маленькой, она запомнилась зрителям, и это было его первым настоящим успехом в кино.
А известность актеру принесла ретро-драма все того же Петра «Какая чудная игра» (1995), где он сыграл Феликса Раевского - трогательного очкарика, студента ВГИКа сталинских времен. В этой замечательной картине ему довелось впервые сыграть вместе с Еленой Яковлевой, исполнившей роль беременной комендантши. Тогда еще никто не мог предполагать, что эти два актера вновь встретятся через пять лет и составят одну из самых «звездных пар» отечественных сериалов.
О своей работе с Петром Тодоровским Андрей Ильин вспоминает: «Как работается с мэтрами?.. Он, конечно, выдающийся режиссер и совершенно потрясающий человек, с фантастической биографией. Петр Ефимович не очень похож на режиссера, он очень земной, любящий и понимающий актерскую породу человек, поскольку по своей природе и сам актер. Он всегда очень точно и четко дает указания актерам. Это человек с абсолютным слухом на правду. А для меня он еще и очень большой смешливый ребенок, поскольку, к счастью, не потерял детского восприятия жизни. Во время съемок Петр Тодоровский охотно идет на самые неожиданные предложения. Одним словом, я счастлив, что моя судьба соприкоснулись с этим режиссером».
Муж Каменской
К концу 90-х постепенно стала улучшаться ситуация в стране, а вместе с тем и в жизни нашего героя. В 1999 году Ильина пригласили на роль Леши Чистякова – мужа Анастасии Каменской (Елена Яковлева), главной героини сериала «Каменская». По сути роль была небольшой. Главными героями сериала были опера, расследующие преступления, роли которых исполнили: Елена Яковлева, Сергей Никоненко, Сергей Гармаш и Дмитрий Нагиев. Однако именно эта роль работа принесла Ильину настоящую актерскую славу.
Последовали продолжения – «Каменская-2», «Каменская-3», «Каменская-4»… Постепенно персонаж Леши Чистякова становился все более значительным, более ярко выписанным. Застенчивый, умный, любящий свою жену, умеющий замечательно готовить мясо с курагой… И это еще не все достоинства Чистякова. Интересный образ, помноженный на талант актера - такой персонаж был просто обречен на любовь зрителей (особенно женской его половины). Так что уже вскоре Андрей Ильин даже стал входить в рейтинги десятков самых желанных мужей России.
В жизни Андрей Ильин отчасти похож на своего героя. Он не менее застенчив и тоже любит свою жену, тренера по плаванию Ольгу. Насчет же кулинарных способностей Ильин признается: «Я тоже могу поджарить яичницу с колбасой при необходимости, но предпочитаю, чтобы этим занималась женщина. К счастью, у моей жены хватает времени, чтобы справляться с бытовыми хлопотами. Я же чаще придумываю, как разнообразить нашу жизнь. Эта обязанность, на мой взгляд, лежит на мужчине. Надо не уставать заниматься творчеством в отношениях – в конце концов, подать чашку кофе, когда жена читает в кресле, преподнести цветы без всякого повода. Это те мелочи, которые не дают обыденности поглотить некую романтику, обязательно присутствующую в отношениях мужчины и женщины».
Театр и кино. 2000-2004
В 2000 году Андрей Ильин был принят в труппу Художественного театра. В настоящее время он играет в спектаклях театра им. Моссовета, МХТ им. Чехова, театрального агентства «Арт-партнер XXI», LA’ ТЕАТРа.
Среди ролей актера: Порфирий Петрович – «Преступление и наказание» по Ф.М. Достоевскому, Людовик Великий – «Кабала святош» Михаила Булгакова, Доктор Харвестер – «Священный огонь» С.Моэма (все МХТ им. А.П.Чехова); Иван Карамазов – «Дело №...» по Ф.М. Достоевскому, Альберто де Стефано – «Человек и джентльмен» Э.Де Филиппо (оба - La' Театр); Петр Ананьев – «Ведьма» по А.П. Чехову (Театральное агентство «Арт-партнер ХХI»).
Начиная с 2000 года, Андрей Ильин стал очень востребован отечественным кинематографом. Причем актера нередко приглашают на самые разные роли. Так в «Марше Турецкого» он играл вора-рецидивиста, держателя воровской кассы, жуткого и беспринципного. В фильме Александра Митты «Лебединый рай» - металлургического магната, обуреваемого проклятой роковой любовью, которой он одержим к собственной жене. В сериале Михаила Шевчука «Сатисфакция» - князя Голицына.
В 8-серийной картине Леонида Квинихидзе «Усадьба» Ильину довелось сыграть киллера, но киллера не совсем обычного. Вот как его описывает сам актер: «Это такой лопоухий, чудаковатый киллер, прекрасно знающий свое дело, но абсолютно безграмотный. Он однажды прочитал букварь, и ему он так понравился! «Мама мыла Рому, мама мыла раму». Он тогда приходит на книжный базар и спрашивает: «А у вас нет продолжения?» Ему говорят: «Есть, «Родная речь» за второй класс». Он: «О, давайте, а то ничего родного вокруг не осталось».
«Красная капелла»
Этапом в своей творческой карьере Андрей Ильин считает работу в сериале «Красная капелла», вышедшем на экраны в 2004 году. Актер сыграл роль реального исторического персонажа - советского разведчика, польского еврея Леопольда Треппера, работавшего в 30-е – 40-е годы под псевдонимом Жан Жильбер. В свое время его называли разведчиком номер один ХХ века.
Андрей Ильин рассказывает: «У меня были довольно сложные взаимоотношения с моим героем. Перед началом съемок я просмотрел некоторые фотографии: Треппер оказался невысоким человеком довольно плотного сложения, с характерными еврейскими чертами. Так что от портретного сходства пришлось отказаться. Меня только слегка состарили, добавили седины, наклеили усы – в общем, придали серьезности моему легкомысленному виду».
Нелегко было и со съемками, которые длились пять месяцев. Актеру пришлось отказаться от своих спектаклей, антреприз. На съемки, значительная часть которых проходила в Риге, уходило все время.
В результате получилась очень качественная, интересная и интеллектуальная картина. Хотя по формату она и относится к сериалу, но ничего общего с обычным «мылом» не имеет.