Звездные войны. История вопроса

Многочисленные интервью и дневники свидетельствуют — Звёздные Войны, эпизод IV, первый фильм будущей трилогии (а затем и сексталогии) получился чудом. Дело в том, что на момент замысла первого фильма (1974 год) его будущий режиссер Джордж Лукас имел за плечами всего лишь два фильма — странноватую антиутопию THX 1138, переделанную из студенческого фильма, и неплохую и довольно успешную школьную комедию «Американские граффити», тем не менее, космическая фантастика в качестве киножанра в те времена была не в почете — молодому режиссеру с его странным сценарием отказали все студии, кроме Двадцатого века Фокс. Придя туда вместе с концептуальными набросками художника Ральфа Маккуари, Лукас выбил бюджет в восемь миллионов долларов. Ровно с этого момента начинается полоса проблем. К примеру, спецэффекты к фильму требовали технических инноваций, а поскольку своего департамента спецэффектов у Двадцатого века Фокс не было, Лукас основал свою компанию, Industrial Light and Magic, которая занялась съемкой малоразмерных моделей, движущихся с малыми скоростями — единственный на тот момент способ добиться убедительного изображения огромных летающих конструкций. Истратив половину бюджета, ILM предоставили четыре неубедительные сценки, которые Лукас отверг. Чтобы вдохновить сотрудников, режиссер предложил им воспользоваться нарезкой съемок воздушных боев Второй Мировой — в итоге даже сцена битвы при Явине-4, в которой Люк Скайуокер запускает протонную торпеду, сделана по мотивам кадров воздушного налета. Но проблемы со спецэффектами были только началом — актерский состав совершенно не верил в фильм, находя сценарий нелепым. Кроме того, Лукас по привычке, оставшейся со времен кинообучения в Университете Южной Калифорнии, влезал в в технические детали, в работу операторов, в декорации и костюмы, которые нравились ему все меньше и меньше. Сцены на пустынной планете Татуин снимались в Тунисии — там все время мешали песчаные бури и ломалось оборудование. Превысив бюджет на три миллиона и сильно затянув съемки, режиссер волевым усилием закончил проект, находящийся на грани срыва, и отправил материал в монтажную. И там не без происшествий — первоначальный монтаж привел Лукаса в ужас, в итоге Лукас сменил режиссера монтажа и попросил свою тогдашнюю жену и своего друга, режиссера Мартина Скорсезе помочь. Монтажеры нашли материал вялым, в итоге им пришлось проявить чудеса изобретательности, чтобы оживить картину — оба режиссера монтажа работали наперегонки. Наконец, после довольно успешного озвучания был предварительный показ для друзей, среди которых оказались Де Палма и Спилберг — и они сочли фильм неубедительным. Тем не менее, Двадцатому веку Фокс кино понравилось, и в семьдесят седьмом оно вышло на экраны. И даже тут не обошлось без проблем — поначалу прокатчики закупали фильм плохо, но как только обнаружилось, что аудитория в восторге, дела фильма двинулись в гору — да что там, взлетели ракетой. Лукас придумал снимать продолжение, у Звездных Войн появилась приставка «Эпизод IV», а игрушки и комиксы по мотивам продавались, как горячие пирожки. Первый фильм со всеми многократными переизданиями собрал около миллиарда долларов по всему миру, а всю франшизу за все годы оценивают примерно в двадцать миллиардов.

Чем вдохновлялся Лукас? Источником сюжета часто называют известный фильм японского режиссера Акиры Куросавы «Три негодяя в скрытой крепости» (1958). Сам Лукас — большой поклонник кино про самураев, и действительно — основная сюжетная линия, и даже часть персонажей чрезвычайно похожи на фильм Куросавы, однако здесь стоит копнуть чуть глубже, и наткнуться на американского исследователя мифологии Джозефа Кэмпбелла и его труды по сравнительной мифологии, в частности, «Героя с тысячью лицами». Вкратце, суть теории Кэмпбелла состоит в том, что в мифологии разных народов существуют сквозные сюжеты, образующие так называемый мономиф — некий универсальный сюжет, который сродни архетипу. Этот мономиф про героя и его подвиги состоит из нескольких этапов: перед героем ставится перспектива приключения, приняв её, герой проходит испытания, достигает цели (материальный объект или какие-то ключевые знания) и затем возвращается в обычный мир, где и реализует полученные предметы или знания. Под эту схему попадают и былины про Илью Муромца, и древнегреческие мифы о Геракле, и поэтические Эдды скандинавов. Теория мономифа, появившаяся более полувека назад, в дальнейшем подвергалась всякого рода критике, но если допустить то, что мономиф действительно архетипичен, то нетрудно догадаться, почему звездная сага так задела миллионы зрителей по всему миру — впрочем, как и любое другое хорошо снятое героическое кино. В фильме сильны и визуальные параллели — тоталитарной Империи с фашистской символикой: похожая строгая форма, угрожающие, хищные черты корпусов кораблей, наличие штурмовиков и так далее. Последние кадры четвертого эпизода в тронной комнате храма Массасси, где главных героев награждают за доблесть, удивительным образом напоминают похожую сцену из «Триумфа воли» Лени Рифеншталь, известной своими документальными пропагандистскими фильмами, снятыми для рейха. Впрочем, почти все идеи, появлявшиеся в картине, имеют параллели с реальной действительностью — мистическая Сила напоминает китайскую концепцию «ци», джедаи — самураев (кстати, многие джедаи в итоге носят или имена реальных самураев, или их искажения), а космические бои по уже упоминавшимся причинам навевают мысли о военной хронике. Судя по всему, именно эта говорящая символичность делает сагу настолько убедительной для аудитории всех возрастов.

За почти тридцать лет Звездные Войны сильно поменяли кинопромышленность. Отчасти благодаря им появился жанр блокбастера, до этого, за вычетом «Челюстей», практически не существовавший. Благодаря Звездным Войнам и «Космической Одиссее» Кубрика киномузыка получила в свое распоряжение симфоническую палитру, благодаря им же жанр космической кинофантастики стал привечаемым в Голливуде и желанным у публики. Технологический рывок, начатый Лукасом, тоже неоценим — придуманная для Звездных Войн система звукозаписи THX — де-факто стандарт, студия Skywalker Sound — одна из самых уважаемых в индустрии, компания спецэффектов Industrial Light and Magic продолжает делать умопомрачительные спецэффекты для большого кино, а одно из её подразделений, проданное Лукасом, в дальнейшем превратилось в студию Pixar, недавно поглощенную Диснеем — автора целого ряда прекрасных анимационных фильмов для всех возрастов. Наконец, LucasFilm Games, переименованные в LucasArts, уже два десятка лет продолжают выпускать и лицензировать игры по мотивам Звездных Войн и имеют большое влияние в игровой индустрии.

Отзывы (0) Написать отзыв

Здесь публикуются отзывы и обсуждения статей.

Сообщения не по теме удаляются.

не видно картинку?

нажмите

код:

Найти

Всего товаров: 0



Самые низкие цены

Великолепный век все 155 серий за 2400 рублей


Сваты все 6 сезонов+новогодние за 1150 рублей


Игра престолов все 7 сезонов за 1000 рублей


Кухня все 6 сезонов за 1000 рублей


Викинги все 4 сезона за 800 рублей


Любое копирование материалов сайта без ссылки на первоисточник запрещается.

Яндекс.Метрика