Смысл фигуры Боба Марли, заключается в том, что Боб воплощает в себе политические репрессии, художественные идеи, преступные войны и всё то мистическое, что происходит. Его аудитория продолжает расти: западные слушатели любят его за то, что все то, что он пел про «Вавилон» сейчас всплывает наружу и это становится заметно многим. Его влияние среди аудитории «третьего мира» идет гораздо дальше и это происходит не только среди жителей Ямайки, но и среди индейцев хопи из Нью-Мексико и маори из Новой Зеландии, Индонезии и Индии, особенно сильно проявляется в тех районах Западной Африки, в которых есть люди, которые побывали в Америке и вернулись обратно.

Можно выделить основные части из которых состоит легенда о Бобе Марли: печаль, любовь, понимание и талант от Бога. Хотя последнее он всегда отрицал и говорил, что любой житель Ямайки может так же, если захочет. Но есть один факт, который нельзя отрицать: Боб не написал ни одной плохой песни. «Та музыка, которую он оставил, для нас, музыкантов, является некой энциклопедией», говорит участница группы I-Threes Джуди Муват, «Боб Марли был музыкальным пророком».

Крошечная страна «третьего мира» Ямайка создала такого артиста, который выходит из всех классов, категорий и убеждений на основе своих скромности и глубокой мудрости. Боб Марли до сих пор является, по мнению многих, наиболее значимым музыкальным артистом XX века.

Боб подарил миру блестящую и остающуюся навсегда в сердцах музыку, его работам больше трех десятилетий, и они пока ещё остаются неподвластными времени и являются универсальными. Боб Марли и The Wailers придумали такой путь, который проходит прямо к нашему сердцу.

«Он стоит на ряду вместе с Джеймсоном Брауном и Слаям Стоуном. Эти люди сильнее всех других повлияли на течение музыки», говорит музыкальный критик Тимоти Уайт, автор знаменитой биографии Боба Марли: «CATCH A FIRE: THE LIFE OF BOB MARLEY». «Его музыка была чистой породы, в том смысле, что она представляет собой общественное выражение чистой правды».

Очень важно рассмотреть корни этой легенды: первая суперзвезда из стран «третьего мира», Боб Марли, был одним из самых харизматичных и сложных исполнителей нашего времени, и его музыка могла быть создана только из одного источника – это конечно улицы Ямайки.

Во время рабства на Ямайке началось рождаться чувство гордости за свою родину у ямайцев. Она пронизывает всю суть ямайской культуры, объясняя весь путь с плантаций XIX века к популярной музыки наших времён. Хотя рабство было отменено ещё в 1834 году, африканцы и их потомки создали свою культуру, смешанную с африканскими традициями и обычаями англичан.
Эта культура шла параллельно с формировавшимся черным обществом в Америке. Ямайка остаётся одной из сельских общин, которая, без индустриализации, своего северного соседа, в большей степени зависит от африканского наследия.

К началу двадцатого века, «африканский голос правды» начал продвигать политическими методами Маркус Гарви, который был проповедником и предпринимателем Ямайки. Он основал Universal Negro Improvement Association (UNIA). Эта организация выступает за создание нового черного государства в Африке, которое будет свободно от господства белых. В качестве первого шага к своей мечте, он основал Пароходную компанию, которая занималась перевозкой чернокожего населения в Африку.

Несколько лет спустя, в 1930 году Рас Тафари Маконнен был коронован императором Эфиопии и принял новое имя, Хайле Селассие, он заявил, что является прямым потомком царя Соломона и царицы Савской в 225 колене.
Последователи на Ямайке, приняли Хайле Селассиие тем королем, которого Гарви предсказывал. Это было началом новой религии Растафари.

Пятнадцать лет спустя в Rhoden Hall в северной части Ямайки родился Боб Марли. Его мать была восемнадцатилетней чернокожей девушкой по имени Седелла Букер, а отцом был пятидесятилетний квартирмейстер британского корабля Норвал Марли.

Они поженились в 1944 году и после этого брака 6 февраля 1945 года родился Робер Неста Марли. Сын очень редко видел отца, хотя тот и оказывал постоянную финансовую помощь семье. Боб вырос в окрестностях Санкт-Энн к северу от острова.

На Ямайке все стремились в Кингстон, это был город мечты, город больших возможностей, но там было мало работы. Но в пятидесятые и шестидесятые в Кингстон приезжало много людей. Приезжие, после быстрого разочарования в столице, редко возвращались домой. Они жили в трущобах, которые как грибы после дождя росли в западной части Кингстона. Наиболее известным является Тренчтаун.

Боб Марли, как и почти все его подростки приехали в Кингстон в конце пятидесятых. Как и многие другие Марли и его мать в конце концов обосновались в Тренчтауне. Все его друзья пытались найти своё место на Ямайке. Одним из таких был Невилл О’Риле Ливингстон, известный как Банни, с которым Боб принял свои первые нерешительные музыкальные шаги.

Оба юноши были очарованы разносторонностью музыки, которую они слышали из американских радиостанций. Особенно им нравились Рэй Чарльз, Фатс Домино, Картис Мэйфилд и Брук Бентон. Боб Марли и Бани также уделяли пристальное внимание к черным вокальным группам, в частности Drifters, которые были очень популярны на Ямайке.

Когда Боб бросил школу, у него было только одно устремление: музыка. Хотя он и работал в сварочном цехе, Боб проводил все свободное время с Банни, и совершенствовал свои вокальные способности. В то время они ходили на неофициальные уроки, для людей, стремящихся к музыке, которые вел певец Джо Хиггс. Именно на этих уроках они познакомились с Питером Макинтошем, другим амбициозным молодым человеком.

В 1962 году Боба Марли заметил Лесли Конг, у которого была собственная студия звукозаписи. Конга впечатлил его вокал, и он предложил Бобу и его друзьям попробовать записаться у него на студии. Так появилась первая запись Боба Марли под названием “Judge Not”.

Потом появились другие песни – “Terror” и “One Cup of Coffee”, которые не привлекли большого внимания, но зато утвердили мысль Боба Марли стать певцом. В это время он решает создать группу вместе с Банни и Питером. Так началась история «The Wailing Wailers».
Вскоре в группе появляется новый член, барабанщик Алвин Паттерсон. Его познакомил с ребятами Клемент Додд, который занимался звукозаписью в Кингстоне. Летом 1963 году Клемент соглашается записать группу «The Wailing Wailers».

Это было временем музыки СКА, с её выраженным «бэк-битом». Истоки Ска идут из африканских традиций Ямайки, но больше всего из американских радиостанций с их ритм блюзом, а так же, с Ямайских саунд систем, одной из лучших систем на то время, владел Клемент Коксон Дод.

В конце 1963 года выходит первый сингл группы «The Wailing Wailers» под названием “Simmer Down”, его выпустил лэйбл Коксона. Альбом записывался в «Studio One». В январе следующего года, эта песня была номером один на Ямайке и продержалась там ещё два месяца. Это было настоящим прорывом. В то время группа состояла из Боба, Банни, Питера, Алвина, Джуниора Брэитвэйта А так же две певицы Беверли Келсо и Черри Смит. Которые выступали на бэк вокале.

После этого ошеломительного успеха «The Wailing Wailers» начали постоянно записываться у Коксона Додда в его студии, ища новые темы для своих песен, одной из которых стала тема уличного руд боя.

Несмотря на популярность группы, денег на всех участников не хватало, и три человека ушли из неё – это Джуниор Брэитвэйт, Беверли Келсо и Черри Смит. В это же время мать Боба Марли женилась второй раз и переехала в Соединенные Штаты, где скопила денег для сына на авиабилеты, что бы он прилетел к ней. Она хотела, что бы он начал новую жизнь в новой стране. Но, до того как он переехал в Америку, он встретил молодую девушку по имени Рита Андерсон, и 10 февраля 1966 года они поженились, через пару дней как Боб Марли отпраздновал свой двадцать первый день рождения.

Пребывание Боба Марли в Америке было недолгим. Он работал только для одного, чтобы реализовать свои амбиции, а точнее амбицию – своё стремление к музыке. Через восемь месяцев он вернулся обратно. В то время когда он был в чужой стране, император Хайле Селасие посетил Ямайку и на острове, религия растафари, начала бурно развиваться. Во время этого бума, Марли вновь обосновался в Кингстоне.

В это время Марли все больше начинает верить в религию раста. В 1967 года его музыка полностью отражает его убеждения. Вместо тем о руд боях, появляется приверженность к духовным и социальным вопросам. В январе этого года на растафарианской религиозной церемонии старейшина по имени Мортимо Планно познакомил Боба Марли с Джони Нэшем. Который в последствии сыграет важную роль в жизни Боба. Старейшина назвал Боба «лучшим исполнителем песен».

Боб вместе с Банни и Питером вновь образуют группу, и дают ей новое название – «The Wailers». Его жена, Рита, тоже начала петь в этом коллективе, и сразу же засветилась в успешной песне «”Pied Piper”», которая была кавером на Английскую поп песню. В это время Ямайская музыка меняется. Быстрый ритм ска, были заменен на более медленный, чувственный ритм. Эта музыка называлась рокстеди.

Приверженность группы к Растафари привела к соре с Коксоном Доддом, и группа сама открывает собственный лейбл под названием «Wail ‘N’ Soul». Не смотря на некоторые успехи, ребятам не хватало опытности и в конце 1967 года лейбл закрыли.
После всего этого группа выжила, в частности, благодаря дружбе с американским певцом Джонни Нэшем. Под его руководством группа записывает сингл «Stir It Up» . «The Wailers» так же хорошо общаются с Ли Перри, который был и остается великим мастером музыки регги и даб. В этот период они записываются у него на студии. Боб Марли познакомился с Перри еще, когда записывался на студии Клемента Додда. Ли в то время, работал обычным уборщиком

Комбинация «Ли Перри – Wailers» привела к созданию одних из лучших песен, таких как «Soul Rebel», «Duppy Conqueror», «400 Years» и «Small Axe» которые стали не только классикой, но и определили будущее направление музыки регги.
В 1970 году к группе присоединяются ‘Family Man’ Баретт и его брат Карлтон (бас-гитара и ударные соответственно). Они вместе уже работали на студии Ли Перри записывая основные песни. Их взгляды на музыку полностью походили на взгляды участников «The Wailers». Начинается бурный подъем их известности в районе Карибского бассейна, но на международном уровне, группу, ни кто ещё не знает.

Летом 1971 года Боб Марли принимает приглашение Джони Нэша сопровождать его в Швейцарию, где американский певец дал несколько концертов и снялся в фильме. В Европе, Боб подписал контракт с компанией CBS, которая конечно принадлежала Нэшу. Весной 1972 года весь коллектив «The Wailers» приехал в Лондон с целью продвижения сингла “Reggae on Broadway”, который принадлежал CBS, но в конечном итоге они оказались в бедственном положении в Великобритании.

В отчаянном шаге, Боб Марли пошел в английское отделение «Island Records» и попросил помощи у её основателя и владельца Криса Блэквелла. На тот момент, эта компания, была одной из ведущих, которая продвигала ямайских музыкантов. Блэквелл обратил свой взгляд на Ямайку ещё в конце пятидесятых.

В 1962 году Блэквэл начал работать в Англии, и смог сразу продвинуть несколько музыкантов с Ямайки, но все они в скором времени забылись. В основном их слушали в Лондоне и Бирмингеме.

Англия очень хорошо приняла горячие ритмы ска, которые повлияли на всю культуру англичан того времени. В 1964 году Крис Блэквелл выпускает на своем лейбле супер популярную песню «My Boy Lollipop», которую исполняет молодая ямайская исполнительница Милли. Эта песня держалась почти год в Английских чартах.

Во время шестидесятых «Island Records» была основным источником ямайской музыки, от ска и рок стеди до регги. Компания так же занималась белыми музыкантами, работая с Jethro Tull, King Crimson, Cat Stevens, Free и Fairport Convention. Когда Боб Марли в 1971 году делал свои первые шаги с «Island Records», компания была уже полностью независимой и давала, тем музыкантам, с которыми работала, много возможностей.

Блэквэл уже знал Боба Марли и знал его репутацию на Ямайке и предложил «The Wailers» уникальный на тот момент контракт для ямайских исполнителей, им дали 4000 долларов на запись своего первого альбома, и вообще впервые, началась работа над регги альбомом. До этого момента регги исполнители создавали и продавали только синглы. Альбом «The Wailers» – «Catch A Fire» разрушил все правила. Он был хорошо известен. Это был первый шаг на пути к мировой известности и признанию.

Годы спустя известный регги/даб композитор и поэт Квеси Линтон Джонсон, комментируя «Catch A Fire» сказал: «В этот момент на свет родился новый стиль ямайской музыки. Он имел новый характер, новый звук. Альбом включал в себя почти все элементы популярной музыки: рок, соул, блюз и фанк. Все это способствовало прорыву на международном рынке».

Хотя «Catch A Fire» не стал моментальным хитом, он оказал значительное влияние на средства массовой информации. Жесткие ритмы Боба Марли, вместе с его воинственной лирической поэзией, выражали полную противоположность тому, что было в то время в музыке. «Island Records» решили, что «The Wailers» должны совершить турне по Великобритании и Америке, это было тоже впервые для регги групп.

Боб Марли и «The Wailers» приехали в Лондон в апреле 1973 года и дали концерт, после которого у группы появилось много поклонников. После трех месяцев, однако, группа вернулась на Ямайку и Банни, разочаровавшийся в жизни на дороге, отказался играть в американском турне. Его место занял Джо Хиггс, учитель пения группы.

Американский тур собирал полные залы. «The Wailers» по контракту ездила с американской группой Sly & The Family Stone, которая была номером один среди музыкантов черной музыки в США.

Казалось, что «The Wailers» были слишком хороши, чтобы быть настоящими. О них писали многие американские газеты и даже с концерта в Сан-Франциско было лайв вещание по рок-радиостанции – KSAN.

Основная запись с того концерта была представлена в феврале 1991 года, когда «Island Records» выпустила памятный альбом – «Talkin’ Blues».

В 1973 году «The Wailers» выпускают свой второй альбом – «Burnin», он включал в себя новые версии некоторых старых песен. Так же альбом включал в себя такие хиты как – “Get Up Stand Up” и “I Shot The Sheriff”. Которые являются хитами и до сих пор, а в то время они завоевывали первые места в Американских чартах.

В 1974 года Боб Марли проводит много времени на студии, результатом этой работы стал новый альбом – «Natty Dread». В него были включены такие воинственные песни как “No Woman No Cry”, “So Jah Seh”, “Revolution”, “Them Belly Full (But We Hungry)” и “Rebel Music (3 o’clock Roadblock)”. К началу следующего года из группы ушли Банни и Питер, впоследствии они начали сольную карьеру под именами Банни Вэйлер и Питер Тош. А группа теперь стала называться «Bob Marley & The Wailers».

Альбом «Natty Dread» был выпущен в феврале 1975 года и группа снова отправилась в турне. Боб очень был растроен что с ним не было Банни и Питера. В поездку Боб взял для бэк вокала женскую группу «I-Threes», которая состояла из Риты Марли (жены Боба), а так же из Марсии Гриффитс и Джуди Моват. Среди концертов, было выступление в зале «Lyceum Ballroom», который находится в Лондоне, его помнят и сейчас, как лучший концерт десятилетия.

Этот концерт так же был записан и выпущен вместе с синглом “No Woman No Cry”. Боб Марли и «The Wailers» вознесли регги до небес. Когда они приехали на Ямайку выступить на концерте, их встречали как суперзвезд.

Альбом «Rastaman Vibration», который вышел в 1976 году, взломал все чарты. Он был для всех слоёв общества, четко показывал все убеждения Марли. Основными песнями альбома были Crazy Baldhead”, “Johnny Was”, “Who the Cap Fit” и возможно, самая значительная из всех – “War”, стихи для которой были взяты из выступлений Хайле Селассие.

Международный успех альбома укрепил политическое значение Боба Марли на Ямайке, где его религия растафари сильно укрепилась в молодежи гетто. В качестве благодарности народу Ямайки, Марли принял решение дать бесплатный концерт, который состоялся в Кингстоне в Национальном парке 5 декабря 1976 года. Идея заключалась в том, чтобы подчеркнуть необходимость мира в трущобах города, где враждующие группировки несли хаос и убийства.

Сразу после концерта, было объявлено, что правительство назначило выборы на 20 декабря. Это было сигналом для возобновления войны в гетто.

Накануне концерта, вооруженные люди ворвались в дом Боба Марли и выстрелили в него. В неразберихе убийцы лишь ранили Марли, который был спешно доставлен в безопасное убежище в горах рядом с Кингстоном. За один день он изменил весь план концерта и 5 декабря он выступил с сокращенной программой

Этот концерт был последним появлением Боба Марли на Ямайке в течении почти восемнадцати месяцев. Он поселился в Лондоне, где в начале 1977 году он записал новый альбом – «Exodus».

Выпущенный летом альбом, создал новый международный статус для Боба Марли и «The Wailers». «Exodus» оставался в чарте Великобритании в течении 56 недель, а его три сингла “Exodus”, “Waiting in Vain” и “Jammin” – находились на каждом сборнике. Группа отыграла целую неделю концертов в лондонском театре «Радуга», это были последние концерты в городе в семидесятых.

В 1978 году празднует новый успех, с альбомом «Kaya», который сразу после выхода стал номером четыре в чартах. Этот альбом показал миру Боба Марли с другой стороны. «Kaya» представлял собой коллекцию песен о любви и о силе ганжи. Два сингла “Satisfy My Soul” и “Is This Love” долгое время продержались в чартах.

В этом году в жизни Боба Марли произошло ещё три очень важных для него события. В апреле он прилетел на Ямайку отыграть концерт «One Love Peace» перед премьер-министром Майклом Мэнли и лидером оппозиции Эдвардом Сиагеном.

Затем он был приглашен в Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, чтобы получить медаль организации мира. В конце года Боб также посетил Африку в первый раз, поехал сначала в Кению, а затем в Эфиопию, духовный дом Растафари.

Перед этим он посетил Европу и Америку, серия концертов создала второй концертный альбом – «Babylon By Bus». «The Wailers» заложили новые основы для регги, отыграв концерты в Австралии, Японии и Новой Зеландии.

«Survival» был девятым альбом для «Island Records», был выпущен в 1979 году. Он включает в себя сингл «Zimbabwe», волнующий гимн говорящий о скором освобождении страны. Вместе с синглами “So Much Trouble In The World”, “Ambush In The Night” и “Africa Unite”, альбом выражал солидарность африканским странам.

В следующем году, который был началом десятилетия, Боб Марли и «The Wailers» полетели в Габон, где они должны были впервые выступить с концертом в Африке.

В этом же году группу приглашает правительство Зимбабве пригласило официально дать концерт на дне независимости страны в апреле 1980 года. Это подчеркнуло, огромную важность Боба Марли и «The Wailers» в странах третьего мира.

Следующий альбом группы, Uprising, был выпущен в мае 1980 года. Он стал мгновенным хитом, с синглом “Could You Be Loved”. С этого альбома так же были успешные песни как “Coming In From the Cold”, “Work” и экстраординарный завершающий трек, “Redemption Song”.
Боб Марли и «The Wailers» начали крупный европейский тур. Самое большое выступление было в Милане, которое собрало 100,000 человек, это было крупнейшим шоу группы. Этот тур не прошел даром, новый альбом «Uprising» попал в каждый чарт Европы. Это было время максимального оптимизма, строились планы по проведению американского турне зимой с Stevie Wonder.

В конце европейского турне Боб Марли и «The Wailers» отправились в Америку. Там Боб дал два концерта на Мэдисон Сквер Гарден, но после них серьезно заболел.

Предыстория его болезни, заключается в том, что 3 года назад Боб Марли ушиб сильно палец во время игры в футбол, который Боб очень любил. Но, после этого, Боб не пошёл в больницу, и по прошествии некоторого времени, рана стала раком. Его нашли слишком поздно в Майами. Бобу предложили ампутировать палец, но он отказался, сославшись на религию, и сказав, что тело должно быть единым. В 1980 году рак перешёл в самую опасную стадию и начал распространятся по телу Боба.

Он боролся с болезнью на протяжении восьми месяцев, находясь на лечении в клинике доктора Джозефа в Баварии. Метод лечения являлся спорным и не токсичным. Но, к сожалению, болезнь была очень тяжелая, и Боб покинул Германию и отправился на свою родину Ямайку. Но свой путь он не закончил. Боб Марли скончался в больнице Майами в понедельник 11 мая 1981 года
За месяц до это, Марли был вознагражден орденом Ямайки «За заслуги», в знак признания его выдающегося вклада в культуру страны. Так же, по просьбе Боба к Эфиопской Церкви ему дали новое имя – Берхане Селассие.

Надо сказать, что у Боба Марли не всегда было все хорошо с его семьёй и в частности с женой – Ритой Марли. В самом начале их совместного пути, ему приходилось много работать, из-за чего он редко видел свою возлюбленную. Потом, когда к нему пришла слава, он был постоянно в разъездах, а Рита с детьми оставалась одна дома, часто без копейки в кармане. Денег не было не из-за того, что Марли был жадным, а потому что у него их тоже не было. В то время все хотели обмануть и наживиться на нём, пользовались его добротой и это у них хорошо получалось. От жены у Боба было пятеро детей, самой первой родилась Шэрон 23 ноября 1964 года, потом 23 августа 1967 года появилась на свет Седелла, через год, 17 октября родился Дэвид «Зигги». Спустя 4 года в 1972 году 20 апреля родился Стивен. Последняя девочка у них появилась в 1974 году, её назвали Стефани. У Боба Марли было много внебрачных детей, и сколько их не берется подсчитать ни кто. До сих пор есть люди, которые иногда говорят, что они дети Боба.