Статьи
Всё о жизни Жана Габена

Жан Габен - великий французский актер театра и кино.
Настоящее имя Жан-Алексис Монкорже, родился 17 мая 1904, в Париже, в семье малоизвестныъх актеров кабаре - Фердинанда Монкорже и Элен Пети 7-м ребенком. Своё детство он провёл в деревне Мериэль в 35 км к северу от Парижа у одной из теток - Мадлен. И отец и мать были выходцами из Эльзаса, где светлоглазые блондины - приметы Жана - не редкость. Мальчишкой, будущий кумир Франции, гонял мяч по задворкам, учился плохо, парту ненавидел, мечтал скорее вырасти и водить большие паровозы. Невыносимый, угрюмый, ворчливый медведь - таким он был еще в молодости. Выяснять отношения и скандалить - научился еще в детстве. Маленького Жана Монкорже терзало чувство бессилия перед учителями и занудой-отцом.
Годам к 14 он стал нарочито грубым и в школе, и дома. После смерти матери отец пытался найти с Жаном общий язык, даже водил его по кабакам, надеясь заслужить мужское доверие мрачного подростка. Однако тот не желал идти на контакт, прогуливал школу и презрительно отзывался об актерах как о которой и принадлежал его папа Фердинанд. Сыну казалось, что он уже достаточно насмотрелся на страдания папаши, который хватался за самые ничтожные роли, лишь бы сделать несколько шагов по сцене и почувствовать на себе взгляды зрителей. После окончания коммунальной школы, Жан сбежал из дома и в течение четырех лет проходил свои университеты был железнодорожным рабочим, мешал бетон, укладывал асфальт, укладывал шпалы, был курьером. Увлеченно занимался спортом - футболом, боксом (следствием чего и стала знаменитая горбинка на носу). Работал подручным на сталелитейном заводе. Торговал, то газетами, то велосипедами, но, к счастью, вскоре заскучал от такой жизни.Жан, которому не раз приходилось потом воплощать в кинофильмах французов с рабоче-крестьянской закваской, был по натуре типичным буржуа. Покинув ряды пролетариата, бунтарь помирился с отцом. Обнаружив в сыне необыкновенные запасы трудолюбия, Фердинанд уговорами, угрозами и чуть ли не пинками загнал его в труппу . Жан сдался из жалости и зажил актерской жизнью. Он машинально чертыхался, спотыкаясь в темноте кулис о куски сломанной декорации, а на сцену выскакивал, уже распевая песенку.
20-летний Габен не видел особенной разницы между игрой в дешевом спектакле и тяжелыми мешками с углем. Он работал как вол и ждал прибавки к жалованью. «Я предпочел смотреть на голых девиц, нежели на изможденные физиономии рабочих на стройке» - вспоминал те годы, посмеиваясь над самим собой, актер. На одной из них, кстати, он позднее женится и проживет вместе несколько лет. После возвращения во Францию, его заметит звезда мюзикхолла Мистингетт и пригласит в Мулен Руж;, где молодой актер не без успеха будет петь в оперетках, к постановке некоторых он приложит руку и как режиссер. В 1928 году Жан дебютирует в немом киноскетче. Всегда тяготевший к простоте, Монкорже-младший сократит имя на две трети и станет просто Габеном (Габен-сценический псевдоним его отца). В конце 1920-х годов сыграл в двух комических короткометражках, однако настоящим дебютом Габена в кино считается роль продавца из магазина модной одежды в кинооперетте «Пусть каждому повезет» (1930). 30-е годы начались для актера пробами в кино, хотя синематограф он заочно презирал еще больше, чем театр. Перед самой войной Габен сказал:Я карабкался наверх против собственной воли. В своих первых картинах я снимался без надежды, без энтузиазма. Теперь же совсем другое дело. Два года спустя, Габен перешёл в звуковое кино, сыграв роль в фильме студии Каждому может повезти. Играя второстепенные роли, Габен, за последующие 4 года, сыграл в более чем дюжине фильмов, работая с такими режиссёрами как Морис и Жак Тёрнер. Признание к нему пришло в 1934 году благодаря роли в фильме режиссёра Жюльена Дювивье Мари Шапделен Режиссеры, экранизировавшие популярные оперетки, хватались за Габена двумя руками. Жан успел сняться в 11 дешевых фильмах, прежде чем повстречался с Жаном Ренуаром, который сделал его «тем самым Габеном. Образ, создаваемый актером, по-прежнему не требовал больших усилий. Если прежде, веселя публику, он слегка надламывал свою угрюмую натуру, то у Ренуара можно было оставаться самим собой. Так и появился на экранах мира человек-скала, сильный и терпеливый одиночка, как правило, приносимый в финале картины в жертву зрителям (большинство персонажей довоенного Габена погибали). В 1936 году Габен стал одной из главных звёзд французского кинематографа, после того как снялся в ещё одном фильме Жюльена Дювивье, военной драме «Бандера, где он сыграл роль романтического героя. Всемирная слава пришла к Габену в следующем году, после того как он сыграл роли в двух фильмах, которые имели огромный успех и стали лидерами проката 1937 года во всём мире наряду с мультфильмом ;Белоснежка и семь гномов, который вышел в прокат в том же году. Все экранные работы Жана до 34-го года будто скроены по одной мерке: его герои - веселые парижане, похожие один на другого, как братья-близнецы.
Молодой Габен был довольно музыкален и на редкость органичен - пообщавшийся с рабочей братией, он не переносил манерности и искусственности поведения, его персонажи были очень естественны, свободны от всякого намека на пафос, что сразу оценил по достоинству режиссер Жюльен Дювивье. Режиссером, открывшим Габена как серьезного драматического актера, стал Ж.Дювивье. В его фильмах Габен сумел представить героев в равной мере романтичных и реалистически-достоверных, будь то канадский лесоруб Мария Шапделен» (1934), боец испанского Иностранного легиона «Знамя» (1935) или неуловимый бандит Пепе Ле Мокко (1936). Еще больший успех молодому актеру приносят роли в фильмах крупнейших мастеров французского экрана Ж.Ренуара и М.Карне. В Великой иллюзии» (1937) Ренуара его героем становится пленный французский летчик, участник Первой мировой войны лейтенант Марешаль. В другом фильме Ренуара,Человек-зверь (1938), по одноименному роману Э.Золя, Габен предстает в трагически-противоречивом образе машиниста паровоза - сильного, гордого человека, попавшего под чары двуличной женщины и погибшего. Два фильма Карне завершили превращение Габена в крупнейшую звезду и трагический миф французского кино. В фильме Набережная туманов (1938), ставшем классикой мирового кино, солдат Жан, дезертировавший из колониальных войск, вступает в борьбу с подлецами, распоряжающимися судьбой красивой женщины (Мишель Морган), и гибнет. Рабочий Франсуа День начинается» (1939), запутавшись в отношениях с возлюбленной, убивает своего соперника, а затем кончает жизнь самоубийством. За внешней грубостью этих персонажей, как водится, скрывалась чувствительное сердце романтика. Герой Габена тех лет - рабочий без работы, изгой, потерявшийся, выброшенный из общества, но гордый, несгибаемый человек. Такие не проигрывают судьбе, они ей уступают, и уступают с достоинством. Шедевр Жана Ренуара Великая иллюзия имел ошеломляющий успех в прокате и не сходил с экранов нью-йоркского кинотеатра целых шесть месяцев.Взаимному влечению исполнителей главных ролей - Жана Габена и Мишель Морган не суждено было стать романом. Съемки закончились, а завтра - Завтра была война .О нем теперь много писали, восхваляя целостность, отвагу и гордую силу его героев. Габен, который всегда был позером, принимал похвалы как должное. Критиков же, если такие находились, называл прохвостами. Когда ему на глаза попадалась нелестная рецензия, Жан мрачнел, а часа через два после ее прочтения уже жаждал крови. Жертвой мог оказаться кто угодно, но чаще всего гнев изливался на ближайших друзей и родственников.
Критиковать Габена имел право лишь он сам (Жан частенько ругал себя бездарью и лавочником). 2 сентября 1939 года Жан Габен, имевший уже звездный статус, призывается на военную службу в Военно-морские силы, однако вскоре получает специальное разрешение отлучиться с корабля для участия в съемках картины Жана Гремийона Буксиры После окончания работы над картиной возвращаться на службу не имело смысла. Так решил Габен и, подобно многим европейским кинематографистам, отправился в Америку. Габен, как и многие артисты, был до поры до времени аполитичен. Именно поэтому война ударила его больнее, чем тех, кто был в курсе последних новостей. Он был растерян, раздавлен, но... уехал сниматься в Америку, оставив оккупированный Париж, который напоминал некогда прекрасную, а теперь безжалостно высушенную и пронзенную булавкой бабочку.В Штатах его оценили по достоинству. Американцам нравился его, как они считали,настоящий французский шарм. Габена называли французским Спенсером Трейси, имея в виду потрясающую и совсем немодную манеру его игры. Жан всегда был естественен, каждый его герой мало чем отличался от самого актера. Будучи, вероятно, крайне сентиментальным человеком, внешне он, как правило, оставался спокойным и полным достоинства. Правда, время от времени его каменное лицо искажалось яростью. Эти вспышки, порой вполне сознательные, он считал необходимыми. Франсуа Трюффо, вспоминая о Габене, говорил: Он и Жерар Филипп, это были очень опасные артисты. Пользуясь своей безумной популярностью, они вмешивались в картину еще на стадии написания сценария. Габен криком кричал, убеждая режиссера и сценариста, что его персонаж не может носить то-то или курить так-то, не говоря уже о более значительных моментах.Обычно Габен требовал, чтобы в фильме непременно была ;сцена гнева, подобная тем, что он устраивал в жизни, но, конечно же, по более серьезному поводу. К Габену поступило огромное количество приглашений сниматься в различных фильмах в Голливуде, которые он отклонил. Француз до мозга костей, плохо говоривший на английском, он чувствовал себя чужаком. Но судьба преподнесла ему подарок, и им была Марлен Дитрих. Актриса, яростная антифашистка, еще раньше покинула Европу и случайно встретилась с Габеном в нью-йоркском кафе Парижская жизнь. Это была любовь с первого взгляда. Своенравная, обладавшая славой «разрушительницы сердец Марлен превратилась в кроткое преданное создание. По настоянию Габена она нашла домик в Брентвуде, в нескольких сотнях метров от голливудских студий, готовила для Жана его любимые блюда и все свободное от съемок время проводила вместе с ним. Но американская карьера у Габена не складывалась, он снялся всего в двух лентах, далеко не лучших в его карьере. Обладая тяжёлым характером, он нанёс серьёзный вред своей карьере в Голливуде, работая для студии. Например, незадолго перед началом съёмок нового фильма, в котором он должен был играть главную роль, Габен потребовал, чтобы Дитрих также дали одну из главных ролей, на что студия ответила отказом. После того, как Габен стал настаивать на своём требовании, студия его уволила и отказалась от идеи создания фильма. Голливудская карьера актера не сложилась - Жан был настолько француз, что нигде кроме Франции не мог жить и работать долго. И тогда он уезжает в Алжир, записавшись в войска Свободной Франции. Марлен отправилась за ним следом, выступала перед морскими пехотинцами, а по вечерам встречалась с возлюбленным. Затем была высадка в Нормандии. Габен закончил войну командиром танкового экипажа в дивизии генерала Леклерка, был награжден двумя боевыми орденами. Сначала он служил на корабле, сопровождавшем конвои, затем, отказавшись от направления в Художественный центр пропаганды Свободной Франции, был назначен инструктором в школу морских пехотинцев. Но ему хотелось быть на передовой, и в конце 1944 г. он стал самым пожилым в силах Сопротивления командиром танка. «Перед нами, - пишет Андре Брюнелен, - вновь противоречивый характер Жана. Он умышленно выбрал службу в войсках, которые вызывали в нем особый страх, и сумел превозмочь его, чтобы до конца выполнить обязательства перед самим собой - не во время войны. Что же это за страх? Объяснение находим в дневниках Марлен Дитрих: «Габен панически боялся электричества. Его нельзя было попросить починить лампу или утюг - он избегал любого контакта с огнем. Тем не менее, для службы он выбрал танк, зная, что большинство танкистов погибает в горящей машине. Но он вынес все и как всегда победил. За доблесть проявленную в сражениях в Северной Африке Габена наградили рядом военных наград. После Нормандской операции, Габен участвовал в освобождении Парижа. Журналисты засняли сцену, в которой Марлен Дитрих нетерпеливо ждёт в толпе и при появлении Габена въезжающим на танке в Париж, бросается к нему. В 1946 году французский режиссёр Марсель Карне пригласил Габена снятся в фильме , но потом из-за возникшего конфликта его уволил. Вскорости Габен нашёл французского продюсера и режиссёра, который согласился сделать фильм, в котором Габен снимался бы вместе с Марлен Дитрих. Появившийся в результате ;Мартин Руманьяк» не имел успеха в прокате. В1943 он получил развод от Дориан (ее настоящее имя Жанна Мошен, она танцевала в кабаре; Габен женился на ней 23 ноября 1933 г. - через четыре дня после похорон отца, а процесс развода обошелся Жану в 60 миллионов франков). Он был свободен, хотел связать жизнь с Марлен Дитрих. Но после провала фильма Мартин Руманьяк» Марлен решила вернуться в Голливуд. Она убеждала Жана поступить так же, но он отрезал: «Или ты остаешься со мной, или между нами все кончено. Коса нашла на камень, и Марлен возвращается за океан для съемок в фильме Золотые серьги. Жан завел роман с актрисой Марти Кароль. Летом 1947 г. Марлен вернулась во Францию и тщетно пыталась встретиться с Жаном. 28 марта он женился на Доминик Фурнье (с ней он проживет 27 счастливых лет). Последнее письмо от Габена она получила в июле 1946 года. «Ты была, есть и будешь моей единственной настоящей любовью, - писал Габен.- Поверь мне, это говорит человек с богатым опытом. К несчастью, я чувствую, что потерял тебя, хотя нам хорошо было вместе. Я буду вспоминать о тебе с огромным сожалением. Глубокой болью и бесконечной скорбью. И все-таки была еще одна встреча. Три года спустя после этого письма Марлен приезжает в Париж с тем, чтобы повидаться с Габеном. У актера Жана Маре она узнает, где бывает ее возлюбленный. Чаще всего в кафе Парижская жизнь» на улице Сент-Анн», - ответил тот. Майским вечером Марлен заняла столик в кафе. Вскоре там появился Габен вместе с женщиной - это была его новая жена, манекенщица дома моды «Ланвен» Доминик. Марлен поднялась и демонстративно прошла в метре от Габена, но он даже не шевельнулся. Так в Парижской жизни» (какая ирония судьбы!) в городе на Сене закончился этот роман. Спустя полвека Юманите написала: «Рожденный войной, их союз не выдержал мира. А на склоне лет Дитрих в своем дневнике призналась:Моя любовь к нему осталась навсегда. Сразу по окончании войны в творческой биографии Габена начинается сложный период, связанный с переходом к новому типу героя - более возрастного, приземленного, вкусившего горечь утрат и ошибок. Таков Пьер в фильме Р.Клемана «У стен Малапаги (1948): совершив преступление, он бежит от правосудия в Италию, находит здесь любимую женщину, но, почти поверив в счастье, попадает в руки полиции. Фильм в 1949 году получил премию в категории Лучший фильм на иностранном языке», но, несмотря на это, не имел успеха у публики и последующие пять лет не принесли Габену ничего кроме ряда фильмов не имевших успеха в прокате. В 1947 году, после очередного фильма, который не имел успеха, Габен вернулся в театр, в крайне успешной пьесе «Жажда» он каждый вечер поднимается на сцену. Его роли в кино в это время незначительны - постепенно тает довоенный миф трагического экранного героя Габена, но близятся новые времена. После войны Жан снова стал собой, то есть «жующей легендой - так его назвал в своем материале один светский хроникер, повстречав в модном ресторане. Они часто собирались за столом, уставленным обильной едой и, конечно же, бутылками доброго вина, к которому Габен, как настоящий француз, был всегда неравнодушен. На рекомендации врачей поумерить употребление алкоголя он как-то ответил: «На молоко я перейду только в том случае, если коровы начнут жевать виноград». Собственно, самое трудное давно уже было позади. Жан состоялся в довоенном кино.
50-е годы принесли изменения в личную жизнь актера. После двух неудачных браков и дорогостоящего развода с бывшей танцовщицей Габен женился на Доминик Фурнье. У них родились две дочери и сын - Флоранс, Валери и Матиас. Любивший профессию лицедея до последних дней (впрочем, стеснявшийся эту любовь демонстрировать), Жан Габен сделал все, чтобы его дети не стали актерами. Казалось, что карьера Габена ушла в небытие. Однако, он ещё раз вернулся к былой славе в 1954 году. В 1953 он блестяще сыграл отошедшего от дел пройдоху-гангстера в фильме Ж. Беккера «Не тронь добычу», за что был удостоен премии Венецианского кинофестиваля (1954) за лучшую мужскую роль. Яркой ролью стал антрепренер театра-варьете в картине «Французский канкан (1954) Ренуара, где Габен как бы вернулся к временам своей молодости, «золотому веку французской эстрады. Редкий для Габена, но столь же удачный пример перевоплощения в героя с отрицательным обаянием, эгоистичный и самоуверенный авантюрист, пытающийся приспособиться к суровым реалиям оккупированного немцами Парижа Через Париж; (1956). А затем Габен появился в новом образе: многоопытного, уверенного в себе мужчины, который сам вершит свою судьбу и неподвластен женским чарам «Сильные мира сего (1955), В случае несчастья (1958),Потерянные собаки без ошейников» (1955) и др. У новых персонажей была и новая система ценностей: на смену идеализму и безрассудной храбрости пришли рассудочность и прагматизм. Его новым характерным амплуа сталпапаша,отец семейства, человек, проживший нелегкую жизнь и готовый дать урок младшему поколению. Классический пример такого персонажа - Жан Вальжан в экранизации романа В.Гюго Отверженные» (1958). Совершенно иная ипостась этого характера была показана Габеном в фильме Сильные мира сего (1958), где его герой, матерый финансист барон Шудлер, доводит до самоубийства собственного сына. Режиссер Клод Отан-Лара свел Габена и юную Брижит Бардо. Габен играет преуспевающего адвоката Гобийо, готового пожертвовать карьерой ради молоденькой соблазнительницы. Та принимает амуры пожилого мэтра, но и от объятий молодого студента не отказывается. И хотя ничего нового к палитре сыгранных Габеном убманутых любовников Гобийо не прибавил, появление на несколько секунд обнаженной Бардо принесло картине громадный кассовый успех. Режиссера не замедлили обвинить в порнографии (посмотрите картину и убедитесь, сколь целомудренна сцена «ню»), что Габен воспринял болезненно.После рождения сына Матиаса, - пишет Брюнелен, - он стал заботиться о том образе, который его дети откроют для себя в кино, когда вырастут. Из уважения к ним и к их матери он больше не хотел сниматься в ролях, заставлявших его сгорать от страсти или целовать партнершу. Последним в этой серии стал В случае несчастья. Жану было тогда 54. «Я уже не в том возрасте, чтобы играть жеребцов. Я - отец, - говорил он». Действительно, с этого момента он старался играть «отцов», даже «дедов» или те роли, в которых он не должен был изображать франта». По контрасту год спустя, также в фильме де ла Пательера Улица Прерии (1959), актер сыграл рабочего, ставшего жертвой бездушия собственных детей.
Новый период в кино начинается для него после успеха экранизации полицейского романа Не тронь добычу. Впервые сыграв гангстера в этой картине Жака Беккера, Габен нарушил собственное табу: не играть негативных героев. Риск оказался оправданным - в криминально-полицейском жанре, актер возвращается на съемочную площадку и снова занимает первое место в ряду национальных звезд кино. Он с одинаковым успехом играет полицейских детективов, вроде комиссара Мегре (по слухам «срисованного» Жоржем Сименоном именно с Габена) и солидных гангстеров-джентльменов, состоятельных буржуа, и основательных землевладельцев. От былого трагизма героев Жана Габена не осталось и следа - поседевший и погрузневший, он воплощает теперь мужскую надежность, нерушимую основательность патриархальных устоев. Он - опора, опека и защита. Начальник, Командир, Отец.Его постепенно стали использовать как некий беспроигрышный вариант. Появление Габена в каждом новом фильме можно было сравнить с появлением троянского коня: никто еще ничего не понял, а кино уже получилось. Ему оставалось лишь пожинать лавры. Ценность этого человека заключалась не в умении играть роль. Он был ценен сам по себе. Можно предположить, что Жан состоялся бы в другой профессии и с тем же успехом. Некое здоровое начало, заложенное в нем природой, было выигрышным само по себе. Габен любил рассуждать о том, чем мог бы заняться вместо кино. Например, в юности он мечтал заиметь собственный бизнес, торговать, откуда и пошло это пренебрежение к себе, - «лавочник». От жизни он жаждал прежде всего надежности. Неутомимые экспериментаторы-кинематографисты пытались столкнуть лбами его и других, более молодых, но тоже весьма особенных артистов. Уже немолодому Габену довелось встретиться в кадре с юной Бриджит Бардо, с набирающим обороты Жаном-Полем Бельмондо. Каждый раз их встреча на съемочной площадке грозила превратиться в дуэль, но этого, вопреки ожиданиям любителей острых ощущений, не происходило. Энергичная женственность Бардо не претила Габену, как и бунтарское здоровье Бельмондо. Несмотря на разницу в возрасте они поняли и оценили друг друга именно потому, что их роднила цельность натур. Они были сделаны из разных материалов, но каждый - без всяких примесей. В 60-м актера награждают крестом Ордена Почетного Легиона за вклад в культуру и искусство Франции. В возрасте пенсионера Габен продолжал работать. По вечерам он любил устроиться в кресле с газетой, или перед экраном телевизора во время трансляции футбольного матча. Последние годы жил с семьей почти затворником на своей ферме в Нормандии, не подпуская близко никого из посторонних. Самой большой страстью Габена были лошади. У него их было несколько десятков. Он даже построил ипподром, где устраивал частные заезды. Правда, одна его большая мечта так и не сбылась - ему не удалось ни разу выиграть приз Дианы, престижный во Франции среди владельцев скаковых лошадей.
15 ноября 1976 года, в возрасте 72 лет Жан Габен умер от болезни легких, вызвавшей осложнения на сердце в пригороде Парижа Нёйи-сюр-Сен. Его тело было кремировано, а пепел согласно завещанию, развеян в море с борта военного корабля с полным военным почётом. прахом была брошена в океан недалеко от французского города Брест. Коллеги сравнивали смерть Габена с внезапным ударом молнии, поразившим старое, но крепкое дерево, которое в детстве дарило вам уверенность в том, что мир вечен.
В наши дни во Франции, где и родился кинематограф, имя актера носит одна из самых престижных премий- ежегодно лучший молодой исполнитель удостаивается Приза Жана Габена. Его дочь Флоранс Монкорже-Габен написала книгу воспоминаний о своем отце легендарном французском актере Жане Габене.
Тщеславие было ему чуждо. Он хотел, чтобы люди любили не его лично, а созданных им героев.Жан Габен считается одной из величайших звёзд французского кинематографа. Он был награждён Орденом Почётного легиона и в его родном городке Мериэль был открыт музей Жана Габена. Миллионы зрителей называли его своим любимцем. Он играл работяг, крестьян, солдат и респектабельных буржуа. Был на экране и дезертиром, и мошенником, и служителем закона. Его герой в любых ситуациях оставался настоящим мужчиной. Даже в комедиях Жан Габен хранил непоколебимую серьезность, которая так нравилась "легкомысленным" французам.

Отзывы (0) Написать отзыв

Здесь публикуются отзывы и обсуждения статей.

Сообщения не по теме удаляются.

не видно картинку?

нажмите

код:

Найти

Всего товаров: 0



Самые низкие цены

Аббатство Даунтон(все 6 сезонов+фильмы)


Коллекция Советских мультфильмов


Игра престолов все 8 сезонов за 1000 рублей


Сваты все 7 сезонов+новогодние за 1150 рублей


Чисто Английские убийства 22 сезона


Миллиарды все 6 сезонов за 1100 рублей


Полицейский с Рублёвки все сезоны+Новогодние


Джеймс Бонд все 27 фильмов на 27 двд


Любое копирование материалов сайта без ссылки на первоисточник запрещается.

Яндекс.Метрика