…Как сложилась ваша киножизнь?
- На экране всегда интересно исследовать характер человека в экстремальных для его души обстоятельствах. Еще молодым человеком я сыграл несколько типажных ролей, но с особой благодарностью вспоминаю о фильме эстонского режиссера К.Кийска «Цену смерти спроси у мертвых», где мне была доверена роль революционера Антона Соммера. Нужно было сыграть эстонского героя в эстонском фильме, не владея эстонским языком. И я был рад, что мой герой, скупой на слова, сдержанный, молчаливый, - это человек, главным образом сосредоточенный на напряженной духовной жизни.
Затем Я снялся в детективе «Лицо на мишени» по Честертону у режиссера А. Грикявичуса. К этому времени у меня на счету уже было несколько образов так называемых положительных героев, и я искренне боялся, что ничего иного мне в кино не предложат. Поэтому роль журналиста Гарольда Марча была как глоток свежего воздуха: предстояло сыграть конформиста, то есть в принципе противоположное тому, что я делал в «Цене смерти…»
Фильму «Долгая дорога в дюнах» отдано два года жизни. Я сыграл латыша, человека, в трудное для своего народа время сделавшего сознательно свой выбор и неколебимо, без громких слов оставшегося верным своему народу.
- Вы снимались в многосерийных фильмах, где можно, останавливаясь на деталях, исследовать героев во времени, и в короткометражках, где характеры персонажей эскизны. Что для вас привлекательнее?
- Хорошему шахматисту одинаково интересны и блиц-партии, и обычные, которые могут длиться много часов. Так и актер – интересно сыграть сложную роль и в многосерийном фильме, и в короткометражке. Каждая работа требует полной отдачи, просто разговор со зрителем ведется на разных «киноязыках» и требует разных средств выражения.
- А как вы относитесь к многосерийным фильмам?
- Вы ждете от меня однозначного ответа? Так вот, однозначно плохо я отношусь к многосерийным экранизациям классики. Удачного, без оговорок, сериала-экранизации я не видел. А посмотрев телеверсию даже самого большого романа, многие зрители свое знакомство с книгой считают состоявшимся. При этом не открывается и первая страница. Я категорически против такой «услуги сериалов».
- А как же «Долгая дорога в дюнах»?
- Этот фильм создан по иному принципу. В основу положен оригинальный сценарий – такой путь мне кажется более плодотворным. Именно многосерийность сделала возможным проследить судьбу целого народа через судьбы отдельных людей. Герои эти, хоть и названы главными, в фильме не «солируют» - рядом с ними, как и бывает в жизни, десятки не менее значительных и интересных персонажей. Просто в данном случае в центре внимания оказались они, а в следующий раз могут быть их соседи. Зритель понимает это. Такое историко-эпическое направление сериалов мне по душе. Говоря об этой картине, добрым словом надо вспомнить атмосферу, в которой она создавалась. Два года вся группа работала под руководством режиссера А. Бренча на одном дыхании с полной отдачей и ответственностью. Никто не считал себя временным и случайным, как это часто бывает на съемках. Вся группа – подчеркиваю, вся! – доказала своей работой, что кино – искусство коллективное.
- Трудно ли возвращаться в театр после столь долгого отсутствия?
- Для меня театр – дом. Кино – гости. Поэтому в театр возвращаешься всегда с радостью, говоря себе: в гостях хорошо, а дома лучше. Но проходит какое-то время, и снова хочется новых ролей, новых партнеров, новых впечатлений. И тогда я спрашиваю себя: не засиделся ли ты дома? Не пора ли в гости?
- Что, кроме театра и кино, вы любите, чем увлекаетесь?
- Театр, литература, живопись, кино – это понятно. В этом я могу разобраться. А вот музыка для меня - всегда чудо. Я даже не пытаюсь анализировать причины ее воздействия. Просто счастье, что в жизни есть чудеса. Люблю спорт. По форме он мне кажется близким именно театру: есть зрители, есть исполнители, и такая расстановка сил мне понятна и близка. Почтовых марок не собираю. На зайчишек не охочусь. Отдыхаю, когда интересно работается.
- Вы поете?
- Когда один и уверен, что никто не слышит.
- Как относитесь к своей популярности и популярности вообще?
- Вообще к популярности отношусь хорошо. Можно в разгар сезона билет на самолет достать или номер в гостинице получить… А к своей – с юмором. Я раз и навсегда решил, что все приятные слова, сказанные в адрес «Долгой дороги…» относятся ко всем участникам фильма, и, разделив все похвалы поровну, получаю самую малость – благо группа у нас была большая.
А вот что волнует по-настоящему, так это письма, которые стали в великом множестве приходить от зрителей. К сожалению, я не могу ответить на все, но каждое воспринимаю как факт зрительского доверия. По себе знаю, что непросто написать письмо незнакомому человеку. Это серьезный шаг, которому предшествуют долгие раздумья, сопоставление своей жизни с судьбой экранного героя, в котором зритель порой видит того, кто способен его понять. Он не помощи просит – просто открывает свое сердце, душу. И за одно это я благодарен Артуру Банга. Большинство писем-исповедей адресовано ему.
Пишут просто: Латвия, Рыбацкий поселок, Артуру Банга. Так что, уж если быть точным в формулировках, популярен не актер Киселюс, а его герой – Артур Банга.