Смотрю на себя и думаю..
Вы на экране и вы в жизни, по словам Юсупа, - это два разных человека. Лис и правда совсем на вас не похож?
Я могу ответить словами своего персонажа: «Я не помню. Но я обязательно вспомню».
В фильме Михаил Ефремов носится с бутылкой, хотя играет вроде бы на трезвую голову. А вы на площадке не употребляли?
Я себя ничем не стимулировал, играл на опыте. Михаил тоже просто положился на свой актерский опыт. Артисты умеют играть измененные состояния — это на самом деле несложная штука. Я тут, кстати, подумал на днях, что тема алкоголизма становится все более актуальной в нашей стране — актуальнее семьи и любви.
Вам было интересно работать над ролью?
Меня особенно порадовало, что актерам позволили играть, а не просто дефилировать в кадре, как на подиуме. Понравилось, что мой персонаж не хочет убивать, он забыл, как это делается, и ему страшно. Он временами трус, временами его охватывает отчаяние — и это та правда, которой не хватало.
Вам больше нравится смешить людей или играть серьезные роли?
Я смотрел «Антикиллер Д.К.» и думал: «Господи, что я здесь творю? Почему я такой некрасивый?» (Смеется.) Я не боюсь выглядеть смешно и глупо на экране. И вообще артисты в повседневной жизни совершают столько смешных поступков... Моя любимая актриса Фаина Раневская как-то сказала, что, снявшись в неубедительном кино, ты наступаешь на горло своему будущему. Я с ней не согласен. Когда-то, наверное, это актерское будущее существовало, но сейчас... Хочешь рассмешить Господа, расскажи ему о своих планах в кино. Кстати, насчет актерского стыда я вам так скажу: с возрастом радуешься любому воспоминанию из актерского прошлого. Бывает, подумаешь: как же я был там ужасен! И тебе так хорошо от этого. С возрастом начинаешь ценить все подряд.
Что вы можете сказать о режиссерской работе Эльдара Салаватова?
Если бы не Эльдар, этого фильма бы не было. Мы недавно устраивали показ в Ростове. Первый показ перед публикой! Волнительная премьера! И вот я подхожу к одной журналистке и говорю: «Что вы думаете о фильме? Мне именно ваше мнение интересно, я больше ничего ни у кого спрашивать не буду». Она мне просто понравилась. Журналистка задумалась, и я вижу, что она в нерешительности, не знает, что сказать. Видимо, я тоже понравился... И вот она поразмыслила сказала: «Мера». По-моему, очень точно — в этой картине есть мера.
Как вам работалось с Екатериной Климовой?
Я бы ее и в жизни полюбил. И не только за ее фигуру, а за то, что в ней … нет меры! Играть – так отчаянно играть! Мать – так сразу троих детей! А что?! Смысл существования женщины –это продолжение рода, дети. А в чем смысл жизни мужчины? Искать женщину. В этом заключена гармония мира. И об этом, кстати, наша картина.
Это правда, что реплики вы сочиняли все вместе?
Да. Эльдар, Юсуп, Катя, Слава (актер Вячеслав Разбегаев. — Прим. OKI) и я. На площадке мы чувствовали себя соавторами, но, безусловно, последнее слово было за Эльдаром. Мы посмотрели последние наши российские картины и поняли, как не надо делать. Никогда не забуду, как мы снимали в конюшне и сцена никак не удавалась. Сидим с Эльдаром, паримся. Думаем. Прибегает второй режиссер; «Площадка ждет вас! У нас режим, мы опаздываем, мы опять ничего не снимем!» Когда за ним закрылась дверь, Эльдар сказал: «Я на площадку не пойду... Все потеряно, все потеряно... Слушай, давай еще подумаем. Что-то не то». И мы сидели и мучились — и в итоге отсняли то, что хотели! Этому чувству «что-то не то» надо доверять.
Продюсер картины как-то сказал, что вы единственный актер, который снимается не ради денег, а потому, что по-настоящему любит кинематограф...
Я люблю кино?.. Эльдар снимал сцену схватки в туалете. Мы с каскадером Герой — старинный товарищ мой, конник великолепный — играли первую связку драки. Я ему: «Герочка, помни, я не лошадка! Аккуратненько, о'кей?» Камера! Мотор! Я его ударил, он ответил... Должна прозвучать команда «Стоп!», но ее нет! Ну, мы еще разок обменялись... Гера входит в раж! Режиссер — ни слова! И когда Гера разбил моей головой весь туалет, я в очередной раз понял всё про кино! «Ты почему не остановил съемку?» — бросился я к Эльдару, а он мне: «Засмотрелся...» В этом была правда, и мы сняли мастер-план». Сутки потом восстанавливали туалет, который, к слову, был добросовестно сооружен из гипсокартона! Помню, я сидел в этом муляжном сортире в 8.15 утра и думал: «Я окончил Школу-студию МХАТ! Вечером у меня премьера серьезного, глубокого спектакля... Мне больно! Очень больно и одиноко...» Но я действительно люблю кино, люблю получать по морде и отвечать «взаимностью». Может быть, поэтому не дерусь в жизни. Для меня съемочная площадка — это пространство, в котором можно делать все что хочешь! Матушка мне говорит всегда: «На сцене — все что угодно. Только не в жизни!» Вот как их не путать местами — это для актеров, пожалуй, самый актуальный вопросик!
Вы хорошо отдохнули после съемок?
Не помню, куда-то, может, на гастроли съездил. Но так чтобы получить гонорар, сесть и улететь — нет. Я много работаю в театре, у меня по двадцать спектаклей в месяц. А отдыхаю активно. Выбираюсь на море и встаю на джет-ски (водный мотоцикл. — Прим. OKI). Тренируюсь, учусь делать трюки. Я, к сожалению, никудышный серфер и не умею находить единение с природой. Я мутант, городской житель, рациональный, человек-мотор. Мне нравится противоестественная скорость. Люблю технику. Я же технарь по первому образованию.
Фильм, скажу вам честно, удался. Может, именно благодаря дружественной атмосфере на площадке…
Спасибо, вы обязательно напишите это! Я просто пока не понял, что испытываю к этому фильму, и так еще года два будет. Мы же на пресс-показе даже не услышали аплодисментов... Атмосфера была скорее рабочей.
А «Любовь-морковь-3» уже отсняли?
Да, на следующий Новый год выйдет. Феерическая комедия, блестящая! Очень жаль, что я не в доле в этом проекте. Ан нет! У меня же есть процент от доли Рената Давлетьярова!
Ваша девушка [модель Ирина, которая играет в эпизоде «Антикиллера Д.К.». - Прим. ОК!} в картине задействована?
Heт. Мои девушки в «Любовь-морковь-3» не снимаются. У меня кровожадные девушки!
Вы по-прежнему вместе?
Не советую вам интересоваться моим образом жизни, потому что — осторожно! — он заразителен. Я-то умею страдать, а вы, я вижу, нет.