Сергей Жигунов: Дюма — чисто русский писатель

У Сергея Жигунова с Александром Дюма-отцом давние родственные отношения. Практически семейные.
Сначала г-н Жигунов спродюсировал “Королеву Марго”, сыграв там одну из главных ролей, а потом — “Графиню де Монсоро”. То бишь его можно считать уже глубоким специалистом по главному романтическому писателю всех времен и народов. Интересно же понять, насколько Дюма актуален и сегодня.   

— Фильм “Королева Марго” был снят в 94-м. Почему вас тогда заинтересовало именно это произведение Дюма? Или Дюма вне времени и вне пространства, и никакой привязки к конкретному году быть не может?
— Прошло очень много времени. Мы тогда жили в другой стране, хотя и называлась она точно так же, как и сейчас, — Российская Федерация. Тогда еще очень интересно было поставить что-то иностранное. Сейчас же никто не будет смотреть картину, где нет русских. Вспомните, каким успехом в советское время пользовались литовские фильмы, эстонские, где прибалты играли американцев. А мы все с восторгом смотрели — это было окно в мир, аттракцион невиданной щедрости. Кино про них. А теперь этот фокус уже не проходит. К тому же у нас отечественной приключенческой литературы практически нет. И в кино таких традиций тоже нет. Поэтому Дюма для нас русский автор. Свой в доску.
 
— А чем он такой русский?
— Детством. Помните, как Дюма выменивали на макулатуру? Сдавалось 20 кг, а взамен люди получали квиточек на “Мушкетеры 20 лет спустя” или на “Графиню де Монсоро”. Это была любовь, которую очень трудно объяснить. Думаю, тогда основные произведения Дюма были популярнее, чем “Мастер и Маргарита” Булгакова. Издавалась “Золотая библиотека приключений”. Это было клево, другой мир на фоне серых и ужасных, как мы сейчас понимаем, будней. …Я делаю сейчас картину про 1962 год, где мы должны были ехать на Украину в промышленные промзоны за интерьером. Заборы, разломанные улицы, невнятные газоны, непонятные парки… Когда попадаешь в такой антураж, становится не по себе. Конечно, цветной Дюма привлекал внимание. Да, он прост, беллетристичен, там нет особенных глубин, для его понимания не нужно какой-то эмоциональной и интеллектуальной подготовки. Его герои просты и понятны, но ярки при этом. Дюма идеально соответствовал запросам основной массы народонаселения Советского Союза, он был абсолютно советским автором, разукрашивая жизнь цветными красками, которых нам так не хватало.
 
— Был? То есть теперь, когда красок больше, Дюма ушел в прошлое?
— Дюма был развлекательным автором. Но сюжет — молодой человек завоевывает Париж — будет актуален вечно. Ведь таких общемировых сюжетов всего два. Второй — Золушка. Эта тема не уйдет никогда, поэтому “Три мушкетера” будут всегда. Остальное, написанное Дюма в шпажно-исторической части… Не знаю. “Граф Монте-Кристо” — тоже вечная история, потому что это история мести. Практически тот же самый бизнес: все можно купить, и как можно отомстить за огромные деньги. Такое всегда будет волновать людей. Вот эти две книги не исчезнут, они будут экранизироваться постоянно, осовремениваться, в старых костюмах играться, в новых…
 
— А “Королева Марго”?
— Этот роман посвящен конкретному историческому событию. Вот насколько сейчас нашим людям интересна Варфоломеевская ночь? Что нам их резня во времена оны, когда у нас было столько крови?! Это было давно, да и люди не наши, что и явилось проблемой для экранизации. Я так и не смог, на мой взгляд, рассказать зрителям, кто там хороший, а кто — плохой. Да и сам так и не решил, за кого болеть.
 
— А это обязательно? Неужели всегда нужно ставить акценты?
— А вы хорошо знаете разницу между католиками и гугенотами? Кто вам симпатичнее?
 
— Никто.
— Вот и все. Вот в СССР всегда были красные и белые, наши и фашисты. И мы всегда знали, за кого болеть. А с “Королевой Марго” мы садимся между стульев. Конечно, гугеноты там хорошие — Генрих Наваррский, де Ла Моль… Вроде за них надо болеть, но объяснить, почему они лучше католиков, невозможно.
 
— Но сейчас в интерпретации истории красных легко поменяли с белыми.
— У нас есть мотивы. Делая “Адмирала”, авторы фильма объясняют нам, что белые были интеллигентные люди, генофонд нации, убитые пьяным мужичьем, и в этой истории мы сразу занимаем правильную сторону.
 
— Нами же манипулируют! Ведь 25 лет назад все объясняли по-другому.
— Конечно, но это же наша история. А Франция Средних веков?.. Конечно, кто начал резню, тот и виноват, тот и плохой. Но это мотив недостаточный, что и сбивало аудиторию. Поэтому фильм смотрело не так много зрителей, как хотелось бы. Но актуальность там все-таки есть. “Королева Марго” посвящена политической интриге, заложниками которой становятся люди с их страстями, судьбами, желаниями, любовью, просто жизнью и смертью. Они несут колоссальные потери из-за того, что кто-то решает политические вопросы, крайне невнятные для них. Как Дюма ни пытается нам объяснить, для чего один король должен смениться другим, я не понимаю этого. Но людей-то убивают. И поскольку там две партии борются между собой за власть с непонятными мотивами — это очень актуальная картина. Все поступки, которые “герои” там совершают, крайне узнаваемы. Мотивации, которыми они пользуются, несущественны и ни в коем случае не оправдывают тех жертв, которые возникают в результате их действий. Это трагичная история, когда народ платит за политические интриги. Как все похоже!
 
— Значит, это можно экранизировать бесконечно?
— По-моему, крайне непатриотично заниматься Дюма, когда можно написать оригинальный сценарий с собственными персонажами и найти какое-то окошко в своей истории. Уж чего-чего, а крови у нас было больше, чем нужно.
 
— Тогда почему обязательно нужно работать с нашей историей? Патриотизм нынче в моде?
— Это хочет смотреть зритель — про себя и про своих предков. Но это не патриотизм, а скорее чувство самосохранения. Не надо тратить силы, средства и таланты людей на то, чтобы популяризировать жизнь другой страны, не нашей. Не то что “мы лучше всех” и надо себя ударять в грудь, просто мы можем про своих снять точно так же талантливо и ярко. Это как в анекдоте про ситчик спрашивают продавщицу: “У вас ситчик есть веселенький?” “Сколько хотите. Любой берите, обхохочетесь”.
 
— Так вы же сами вначале говорили, что приключенческих книг у нас не пишут.
— В последнее время я работаю на заказ, мне проще самому создать произведение и экранизировать его, чем искать что-то, написанное кем-то ранее, особенно на исторические темы. Что далеко ходить, вспомните “Гардемаринов”.
 
— Но все же понимают, откуда у них ноги растут.
— Так нот вообще всего семь. Все используют приемы друг друга, все понемножку тащат. Когда-то в молодости я сыграл в “Сердцах трех” по Джеку Лондону. Он написал это в 1916 году, а потом я с удивлением стал находить у огромного количества режиссеров, включая Спилберга, целые фрагменты из этого лондоновского произведения. Это нормально. Кино вообще синтетическое искусство, тянет все, что видит. Как обезьянка.

Отзывы (0) Написать отзыв

Здесь публикуются отзывы и обсуждения статей.

Сообщения не по теме удаляются.

не видно картинку?

нажмите

код:

Найти

Всего товаров: 0



Самые низкие цены

Аббатство Даунтон(все 6 сезонов+фильмы)


Коллекция Советских мультфильмов


Игра престолов все 8 сезонов за 1000 рублей


Сваты все 7 сезонов+новогодние за 1150 рублей


Чисто Английские убийства 22 сезона


Миллиарды все 6 сезонов за 1100 рублей


Полицейский с Рублёвки все сезоны+Новогодние


Джеймс Бонд все 27 фильмов на 27 двд


Любое копирование материалов сайта без ссылки на первоисточник запрещается.

Яндекс.Метрика