Репрессированный дворянин Петр Вельяминов и его правильные роли

"Злополучная квартира"

Петр Вельяминов родился 7 декабря 1926 года в Москве в семье потомственного военного из дворянского рода. Как рассказывал сам актер, "все Вельяминовы были военными, так повелось. Родовая профессия".

Основателем рода был племянник норвежского короля Хакона II, который в начале XI века пришел служить к Ярославу Мудрому во главе трехтысячной дружины. В галерее героев войны 1812 года Эрмитажа можно увидеть портрет двоюродного деда актера - Ивана Александровича Вельяминова - генерала, члена Военного совета при Александре I. А его брат, Алексей Вельяминов, служил начальником штаба у Ермолова, во время Крымской войны командовал Кавказской Черноморской оборонительной линией. В его честь императорским указом Туапсе переименовали в форт Вельяминовский.

Другой известный предок актера - Николай Александрович Вельяминов. Правда, он был не военным, а известным хирургом, который с 1909 по 1913 год возглавлял Военно-медицинскую академию, а в Первую мировую был назначен начальником санитарной службы русской армии. После революции, несмотря на разногласия с советской властью, в знак признания заслуг перед Отечеством ему поставили памятник на Волковом кладбище.

Отец Петра Вельяминова, Сергей Петрович Вельяминов, был царским офицером. В 1916 году он участвовал в Первой мировой войне, с 1918-го служил в Красной армии, командовал полком в Воронеже и дослужился до командира Первого батальона элитной Пролетарской дивизии.

В 1930 году, когда Петру Вельяминову было всего четыре года, его отца арестовали, приговорили к 10 годам лагерей и отправили на строительство Беломорканала. Через шесть лет отца освободили, а с началом войны он ушел добровольцем на фронт. Лишенный после ареста офицерского звания, воевал простым солдатом.

Пока отец воевал, его сына арестовали "за участие в антисоветской организации". Это произошло в марте 1943 года.

"Меня репрессировало особое совещание города Москвы. На нашей лестничной площадке жила девушка, с которой мы учились в одной школе. Я был частым гостем в их семье. Ее отец - доцент Московского инженерно-строительного института дружил с одним из преподавателей того же вуза, который по предписанию должен был сдать радиоприемник, так как во время войны держать такие вещи категорически запрещалось. А он не сдал. После его ареста хватали всех, кто имел к нему хоть какое-то отношение. Был арестован и отец этой девушки, который назвал меня частым посетителем этой злополучной квартиры, и я был арестован. Меня посадили, когда мне было 16 лет и 4 месяца", - рассказывал Петр Вельяминов.

Выпускника школы, собиравшегося поступать в архитектурный институт, приговорили к 10 годам исправительных работ без права переписки и отправили в пересыльный лагерь в Котласе.

В канун нового 1944 года домой с фронта приехал отец - Сергей Петрович Вельяминов, но застал он лишь перевернутую после обыска квартиру. Его жену арестовали на день раньше. На четвертый день пребывания в Москве арест ждал и самого Сергея Петровича. Ему вновь дали 10 лет лагерей.

Позже его реабилитировали по обоим делам и в 1956 году вернули звание подполковника. Дважды прошедшая через пятилетние лагеря жена выхлопотала ему военную пенсию, и они прожили вместе еще 19 лет.

"Театральные университеты"

Петр Вельяминов провел в ГУЛАГе 9 лет и 9 дней. О своем заключении актер вспоминал неохотно, рассказывая в основном о людях, которые ему помогали.

"Так получилось, что рядом со мной всегда оказывался человек, который меня спасал. Когда я попал на Урале на строительство гидролизного завода в бригаду малолеток-уголовников, я уже окончательно обессилел - весил 47 кг. С дистрофией меня поместили в лазарет. Начальница больницы тоже была москвичкой, и, как оказалось, ее дочь училась со мной в одной школе. Благодаря этой женщине я тогда и выжил".

Когда в лагере он узнал об аресте матери, то пытался вскрыть вены. К счастью, его удалось спасти.

В лагерях Петр Вельяминов работал на лесосплаве, бригадиром плотников, нормировщиком и т. д. По совету одного из заключенных стал участвовать в лагерной самодеятельности. Благо было музыкальное образование - четыре года музыкальной школы по классу скрипки.

В лагерях он пел, читал стихи, здесь исполнил свою первую роль - Максима Кошкина в "Любови Яровой". Были удачны его выступления в так называемом "освобожденном джазе", где были профессора-музыканты из Эстонии, недоучившиеся студенты консерватории и любители, с которым он "гастролировал" по лагерям Краснотурьинского района с 1948 года по 1949 год. Удачной была его роль Макферсона в спектакле по пьесе Симонова "Русский вопрос".

Сценическое мастерство молодого актера оценило руководство колонии - ему сократили срок. Он был освобожден в 1952 году. Спустя более чем 30 лет после освобождения - в 1983 году - его реабилитировали.

Ему было запрещено возвращаться в Москву, и он решил переехать в Абакан, чтобы поступить на работу в театр. Три года проработал на лесосплаве, но потом был принят в Абаканский русский театр драмы имени Лермонтова. В Абакане он закончил студию при театре, но спустя годы признался: "Мой театральный университет - лагерь, где учился я театральному мастерству".

После Абакана последовала череда городов и театров: Тюмень, Новочеркасск, Пермь, Свердловск, Дзержинск, Чебоксары, Иваново, всего 12 театров в 12 городах.

"Я бесконечно дорожу этим опытом", - говорил актер, вспоминая о работе в провинции. Однако "моим домом всегда была Москва", добавлял он.

Нелегкий хлеб положительного героя

1971 год резко изменил судьбу никому неизвестного 45-летнего актера из провинции. Его пригласили сниматься в фильме "Тени исчезают в полдень". После роли председателя колхоза Захара Большакова Петра Вельяминова узнала вся страна.

"Успех был ошеломляющим. Помню, первые две серии не вызвали ажиотажа, зато потом та-а-акое началось... Разве не чудо, что создатели "Теней" увидели меня в Свердловске и пригласили на главную роль? Я двадцать лет скитался по провинциальным театрам, ни разу не снимался в кино - и вдруг такое предложение. Это счастье!".

После обрушившейся славы в 1972 году актера пригласили работать в Москву - в "Современник", откуда он через два года перешел работать в Театр-студию киноактера. В столице его ждало множество предложений от кинорежиссеров. Только в первые 30 лет он снялся более чем в 30 картинах, среди которых "Командир счастливой щуки", "Вечный зов", " Пираты ХХ века ", "Возвращение резидента" и т. д.

Как рассказывал актер, после "Теней" его отца спросили, не странно ли, что его сын играет большевика. "А папа ответил, что ничего странного здесь нет, что так и должно быть", - вспоминал Петр Вельяминов.

Так вышло, что большинство киноперсонажей репрессированного потомка дворянского рода - "правильные" секретари райкома, председатели колхоза, директоров заводов. Он стал экранным воплощением настоящего коммуниста, поднявшегося из низов.

"Положительный герой - это нелегкий хлеб, - признавался он. - А насчет образа коммуниста я вам так скажу: среди коммунистов я встречал разных людей. Одни были подлецами, другие - высокоморальными людьми. Мне чаще попадались последние. Поэтому и в кино создавал то, во что верил".

Отзывы (0) Написать отзыв

Здесь публикуются отзывы и обсуждения статей.

Сообщения не по теме удаляются.

не видно картинку?

нажмите

код:

Найти

Всего товаров: 0

Последнее видео

все

опубликовано: 26.02.2014

Оттепель (видео)

Последнии статьи

все

Любое копирование материалов сайта без ссылки на первоисточник запрещается.

Яндекс.Метрика