Нонна Мордюкова

Нонна Мордюкова

рейтинг: (0)   оценить (0)   место в рейтинге актрис (0 голосов)

В нашем магазине вы можете приобрести множество сериалов, в которых участвует Нонна Мордюкова

Место рождения: СССР (Украина)
Дата рождения: 25 ноября, 1925
Супруг(а): Вячеслав Тихонов (развод), Владимир Сошальский (развод)
Дети: Один ребенок

Биография

Ноябрина Викторовна Мордюкова

Родилась 25 ноября 1925 года в селе Константиновка, Артёмовский округ, Донецкая область, УССР, СССР.

Отец – Мордюков Виктор Константинович. Мать – Мордюкова Ирина Петровна. 

Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1950, мастерская Бориса Владимировича Бибикова и Ольги Ивановны Пыжовой). 

 В 1950-1991 годах — актриса Театра-студии киноактёра.

 Заслуженная артистка РСФСР (1965). 

 Народная артистка РСФСР (1969).

 Народная артистка СССР (13.03.1974).

 Краткая биография.

 Детские годы Нонны прошли на Кубани – в селе, где её мать работала председателем колхоза. Ещё с детских лет она мечтала сниматься в кино, но война помешала сбыться её планам. В оккупации в Краснодарском крае, на хуторе Труболет (Новоурупский) Отрадненского района ей приходилось скрываться от гитлеровцев, чтобы избежать отправки на принудительные работы в Германию. В 1943 году её семья переехала в Отрадную, а в 1944 году уехала с матерью в Ейск.

 В 1945 году Нонна Мордюкова поступила на актёрский факультет ВГИКа в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Наставники видели в ней героиню греческих трагедий и типажи масштаба Анны Карениной, хотя сама Мордюкова увереннее чувствовала себя на сцене в телогрейке и сапогах. Уже в студенческие годы за актрисой стало закрепляться амплуа «простой русской женщины». 

 Свою первую кинороль, которая сразу принесла ей официальное признание и всенародную любовь, Нонна Мордюкова сыграла, ещё учась на 2-м курсе, в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948, Мордюкова – героиня краснодонского подполья Ульяна Громова). В этой роли, сложно сочетавшей высокую романтику с достоверностью факта и биографии, чернокосая красавица-казачка была ещё несколько скованной, что тем не менее не мешало ей с волнующей эмоциональностью сыграть в трагедийных сценах фильма. 

 В 1950 году Мордюкова окончила институт и была принята в Театр-студию киноактёра. Приглашать в кино её не спешили: режиссёры продолжали видеть в молодой актрисе Улю Громову. Фильмов в ту пору снималось не так много, и о большой роли приходилось только мечтать. Так что заметным событием стала исполненная Мордюковой эпизодическая роль колхозницы Насти Огородниковой в фильме «Возвращение Василия Бортникова» (1952). Молодая актриса была настолько правдива и убедительна в этом образе, что Всеволод Пудовкин хотел отдать ей главную роль. Замена тогда не состоялась, но кинематограф открыл наконец актрису Мордюкову – режиссёры стали доверять ей главные роли. 

 Удачей Нонны Мордюковой стала работа в фильме «Чужая родня» (1955, режиссёр Михаил Швейцер), где она с большой достоверностью народной интонации и деревенской повадки сыграла Стешу Ряшкину. Героиня проходила путем долгого и мучительного перерождения, порывая ради любви к мужу связи со своей тёмной семьёй стяжателей. Тяжесть и боль этого пути молодая актриса показала с потрясающей силой. Фильм, ставший во второй половине 1950-х годов этапным, стал таковым и в судьбе Нонны Викторовны. 

 В ряде ролей, в том числе и эпизодических, но запоминающихся, ярких, ёмких, стала определяться и актёрская тема Нонны Мордюковой – тема простой и сильной женщины с трудной судьбой. Своими работами она вдохновила драматурга Будимира Метальникова, написавшего специально для неё «Простую историю» (режиссёр Юрий Егоров). Здесь Мордюкова исполнила одну из лучших своих ролей – молодую вдову Сашу Потапову, на чьи плечи нежданно легло бремя председательства в отстающем колхозе. Актриса играла драматизм и тяготы «светлого пути» из простых колхозниц в председатели, горечь безнадёжной любви и – преображение души, обретение достоинства. 

 В работе над ролью Мордюкова опиралась на впечатления детства, особенно же на опыт и биографию собственной матери. Тогда уже стало очевидным, что кинематограф обрёл подлинно народную актрису – по корням своим, по жизненному опыту, по духу и мироощущению. Сама повадка и стать Нонны Мордюковой, южнорусские выразительные черты лица, сильный грудной голос тоже вполне соответствовали представлениям о женщине из народа. Более того, они формировали эти представления, делая Мордюкову актрисой-символом, знаком подлинности, народным достоянием. 

 Большим актёрским достижением Нонны Мордюковой стала и Доня Трубникова в фильме «Председатель» (1964, режиссёр Алексей Салтыков). По сюжету Доня была идеально отрицательным персонажем: жена единоличника, грубая, горластая спекулянтка, в довершение всего – прижившая ребёнка от фашиста-оккупанта. Все это актриса подавала со свойственной ей психологической убедительностью, лишь исподволь – взглядом, интонацией – намечая второй план образа, драматизм и горечь Дониной судьбы. Такое сложное понимание характера вообще свойственно Мордюковой, чьи драматические роли всегда глубже простой, хотя и точной обрисовки определенного социального типа. 

 Но в комедиях она невероятно метко и ярко схватывала именно социальные типы, будь то монументальная, мрачноголосая купчиха Белотелова в «Женитьбе Бальзаминова» (1964, режиссёр Константин Воинов) или цепкая, хищная чиновница Пристяжнюк в фильме «Тридцать три» (1965, режиссёр Георгий Данелия). А её жэковская активистка Плющ из «Бриллиантовой руки» (1969, режиссёр Леонид Гайдай) стала злой сатирой на широко известный тип назойливой дамы-общественницы. 

 Интересна работа Нонны Мордюковой в картине «Комиссар» (1967, режиссёр Александр Аскольдов), где актриса неожиданно предстала в весьма неоднозначном образе женщины-комиссара Вавиловой, почти утратившей за годы Гражданской войны свою женскую сущность и вновь обретающую её в материнстве. Режиссёр тонко использовал присущее актрисе парадоксальное сочетание недюжинной силы и мягкой женственности. 

 Символически обобщающим стал образ Федосьи Угрюмовой в народной драме «Русское поле» (1971, режиссёр Николай Москаленко), где Мордюкова снималась вместе с сыном, Владимиром Тихоновым. Трагическая коллизия безвременной гибели сына через несколько лет отозвалась в реальности. Фильм имел большой успех у зрителей и явил собою образец народного кино – как и картина «Возврата нет» (1973, режиссёр Алексей Салтыков), в которой актриса играла простую деревенскую женщину Антонину Каширину, покинутую мужем ради невестки. Оба фильма закрепили за Нонной Мордюковой право говорить от лица русских женщин об их неизбывно тяжелой доле, несгибаемой силе и достоинстве. Это подтверждала и небольшая, но значительная роль солдатки Натальи в фильме «Они сражались за Родину» (1975, режиссёр Сергей Бондарчук), сыгранная в блестящем дуэте с Василием Шукшиным. 

 Конец 1970-х годов ознаменовался решительным поворотом в творческой биографии Н.В. Мордюковой. Виктор Мережко предложил ей неожиданный драматургический материал, позволявший круто сменить амплуа. В фильме «Трясина» (1977, режиссёр Григорий Чухрай) Мордюкова сыграла роль матери, чья слепая тираническая любовь толкала сына к дезертирству, а затем и к гибели. Актёрская тема Нонны Мордюковой здесь буквально выворачивалась наизнанку, впервые эта органичная артистка со всею очевидностью играла роль. 

 Зато вторая попытка Виктора Мережко расширить границы амплуа Мордюковой привела к блестящему результату. В скандальной, скорой на суд Марии Коноваловой из «Родни» Никиты Михалкова (1981) не сразу узнавалась знакомая и всё же новая Мордюкова. Актриса играла на грани гротеска. Её неврастенический темперамент, металлические зубы, громкий хохот и заполошный крик озадачивали, раздражали. Но за поступками этой деревенской тётки, неуклюже вторгающейся в городскую жизнь, в самом её смешном и горестном несовпадении с этой жизнью зритель постепенно различает глубокую драму утраты связей, отрыва от корней всех, кого она пытается соединить в бездушном городском мире. Здесь нужна была именно Мордюкова с её актёрским багажом, с естественностью и природностью, всё очевиднее конфликтовавшими с современностью. Неспроста после «Родни» её приглашали лишь на случайные, эпизодические роли: режиссёры звали актрису «прийти и привнести» нечто своё в картины, где для неё не было реального сценарного материала. 

 Поэтому в постсоветской России народная артистка, уйдя из театра и почти не снимаясь, жила встречами со зрителями, писала книгу воспоминаний «Не плачь, казачка» и представительствовала на фестивалях, осуществляя своим присутствием «связь времён». Даже картина «Мама» (1999, режиссёр Денис Евстигнеев), специально поставленная «на Мордюкову», лишь подчеркнула диссонанс актрисы с современным кино – предложенный драматургический материал не позволил развернуться её незаурядному таланту. Ещё одна попытка что-то сделать вразрез с главной темой Мордюковой (роль матери, погубившей сыновей) вновь не принесла удачи – что, конечно, не умаляет её авторитета и значения как одной из выдающихся актрис современности.

 Ещё учась во ВГИКе Нонна Мордюкова начала встречаться со своим однокурсником Вячеславом Тихоновым (1928-2009). 28 февраля 1950 года у них родился сын Владимир. Через некоторое время молодые родители поженились. Однако этот звёздный союз продлился 13 лет и когда в 1963 году умерла Ирина Петровна – мать Нонны, они расстались. Их общий сын Владимир тоже впоследствии стал актёром. Невестками Мордюковой были актриса Наталья Варлей и танцовщица Наталья Егорова. В июне 1990 года Владимир Тихонов умер от передозировки наркотиков. Потеря любимого сына стала самой большой трагедией в жизни актрисы.

 Нонна Викторовна Мордюкова скончалась поздним воскресным вечером 6 июля 2008 года на 83-м году жизни в Центральной клинической больнице города Москвы. 

 Похоронена актриса 9 июля на восьмом участке Кунцевского кладбища рядом с могилой единственного сына – актёра Владимира Тихонова.

 6 июля 2009 года, в годовщину смерти актрисы на её могиле на Кунцевском кладбище открыт памятник. Мемориал имеет вид чёрной стелы из карельского гранита, на котором выгравированы два портрета – самой Нонны Викторовны и её сына Владимира Тихонова. Ниже указаны даты их рождения и смерти. Само надгробие весит несколько тонн. 

 Внизу надгробия мастера выгравировали колосья как напоминание о фильме «Русское поле». В этой картине актриса снялась вместе со своим сыном в 1971 году.

 * * * * * 

 О жизни и творчестве актрисы сняты документальные фильмы:

 * «Нонна Мордюкова. Неукротимая» (2007, Первый канал, режиссёры Татьяна Косовцова, Роман Газенко).

 * «Нонна Мордюкова. Как на свете без любви прожить» (2010, ТВ-Центр, режиссёр Филипп Суров).

 * «Нонна и Слава. Жестокий роман» (2010, НТВ).

 * «Нонна Мордюкова. Такой её никто не знал» (2010, Первый канал, режиссёр Фуад Шабанов).

Имя Нонны Мордюковой присвоено одной из малых планет Солнечной системы.

театральные работы

Театр-студия киноактёра:

 * Дарья в спектакле «Суровое поле» (1963 год).

призы и награды

* Лауреат Государственной премии СССР (1949, за роль Ульяны Громовой в фильме «Молодая гвардия»).

 * Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1973, за роли в фильмах: «Председатель», «Журавушка» и др.).

 * Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who») включена в десятку самых выдающихся актрис 20 века (1992).

 * Премия «Кинотавр» в номинации «Премия президентского совета за творческую карьеру» за 1996 год.

 * Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2000, за большой личный вклад в развитие киноискусства).

 * В 2005 году, во время торжественной церемонии вручения кинематографической премии «Ника», удостоена награды «За честь и достоинство».

Видео (1)

Нонна Мордюкова - Червона рута 1974г.

Здесь публикуются отзывы и обсуждения атрисы.

Сообщения не по теме удаляются.

не видно картинку?

нажмите

код:

Найти

Всего товаров: 0



Самые низкие цены

Великолепный век все 155 серий за 2400 рублей


Сваты все 6 сезонов+новогодние за 1150 рублей


Игра престолов все 7 сезонов за 1000 рублей


Кухня все 6 сезонов за 1000 рублей


Викинги все 4 сезона за 800 рублей


Любое копирование материалов сайта без ссылки на первоисточник запрещается.

Яндекс.Метрика