В скором времени на телеэкран должен выйти сериал «Моя Пречистенка», который сняли знаменитые актеры – супруги Борис Токарев и Людмила Гладунко. Надо сказать, что еще до телевизионной премьеры сериал стал событием. На кинотелефоруме «Вместе» он был удостоен Гран-при, а презентации этого проекта проходят при необычайном (даже для видавшей виды Москвы) стечении народа. Корреспондент «Родной газеты» заглянул на днях в уютную квартиру этой киношной супружеской четы.
– Сколько уже снято серий?
БОРИС: Готово шестнадцать. Действие последней заканчивается 21 июня 1941 года, в день рождения нашего главного героя. Собираемся довести события до 2000 года.
ЛЮДМИЛА: «Моя Пречистенка» – это история московского двора на протяжении столетия. Хотелось показать весь двадцатый век через судьбы людей одного дворика в центре Москвы, через поколения, в нем жившие и живущие. Помню первый съемочный день: зимой на Воробьевых горах. Там, в очень красивом месте рядом с церковью, сто лет назад офицеры справляют Новый год и на спор с завязанными глазами стреляют по мишеням...
БОРИС: Тогда новое столетие объявляли веком благоденствия и счастья. И вот после стрельбищ, по моде того времени, наши герои собираются для спиритического сеанса и вызывают дух Нострадамуса. А тот вдруг сообщает, что ХХ век будет страшным, смерть для многих покажется благом. Никто не верит, но слова стали пророческими. Задумывая проект, хотелось показать людей из самых разных сословий (а в нашем дворе живут и князья, и белошвейки, и купцы) и через них понять, что же произошло в ХХ столетии со страной, Москвой, со всеми нами, что мы приобрели, а что потеряли.
– Говорили, что даже какой-то дом в центре Москвы вы сожгли?
БОРИС: Нет, не дом, что вы!.. Мы спалили декорацию – макет двухэтажного дома с мансардой. Специально строили во дворе на Пречистенке.
– Раньше, Борис Васильевич, вы никогда не снимались в фильмах, которые режиссировали. Но, насколько мне известно, в данном случае жене удалось уговорить вас сняться.
ЛЮДМИЛА: О, как он не хотел здесь играть! «Ну какой я князь?». Действительно, за Борисом тянется шлейф ролей совершенно иного плана. В конце концов на пробу уговорила. Постепенно втянулся. Очень интересная работа получилась, просто новое актерское качество.
– Скажите честно, а повышать голос на Бориса Васильевича в ходе съемок приходилось?
ЛЮДМИЛА: Иногда хотелось его просто убить! Я человек эмоциональный. Бывают такие моменты, но остываем, все заканчивается миром и пониманием.
БОРИС: Мы с Людой не только единомышленники, а даже единочувственники. Наше такое отношение друг к другу распространялось и на всю группу. После окончания проекта актеры обычно разлетаются в разные стороны, а здесь буквально через день звонят, спрашивают: когда дальше снимаем?
– Ваши личные отношения, значит, крепче крепкого…
ЛЮДМИЛА: Именно. Будь иначе, наверное, разбежались бы давным-давно. А наш только официальный брак длится аж с 1969 года.
БОРИС: Мы познакомились на шесть лет раньше на съемках фильма «Где ты теперь, Максим?». У Люды это был дебют, а я уже имел три-четыре картины. Второй режиссер, показывая мне фотопробы героини, предупредила: «Смотри, не влюбись!» Как писал Зощенко, «тут его слова и подтвердились». С фотографий на меня смотрела пацанка с короткой стрижкой, царапинами на лице и выразительными большими глазами.
ЛЮДМИЛА: Бориному упорству в ухаживании надо отдать должное.
– Настойчив был?
ЛЮДМИЛА: Он даже не ухаживал, а скорее выжидал, когда я созрею для брака. Помню, как Пыжова, которая вела наш курс, на занятиях говорила: «Токарев, отойдите от Гладунко, настоитесь, еще успеете».
– Вы его отвергали?
ЛЮДМИЛА: Не отвергала, нет, но я замуж не собиралась! Окончила школу экстерном и во ВГИК поступила в 15 лет. Потом пять лет знакомства, он делает официальное предложение, а мне не по себе. Подали заявление, я вернулась домой и расплакалась – не понимала, зачем это все нужно, ведь вполне можно было жить, как и раньше.
БОРИС: Да, Люда была совсем не готова. Когда ее мама (известная актриса Рита Ивановна Гладунко. – А.С.) переехала в кооператив и оставила нам квартиру на Мосфильмовской, первое, что предложила Люда, – выбросить из кухни плиту. Слишком много места занимала, мешала поставить большой стол. Жена предполагала готовить на маленькой электроплиточке.
ЛЮДМИЛА: Было дело… А сейчас мы настолько логично и естественно существуем вместе, что и не представляю, чтобы жизнь сложилась по-другому.
– Вам не кажется, что долгая семейная жизнь напоминает этакий сериал?
БОРИС: Конечно. И можно выстроить по драматургии.
ЛЮДМИЛА: Людям, которые долго идут вместе, самое главное – не заскучать. Поэтому нужно стараться жить творчески, с игрой и интересом. И это все в руках каждого.
– И к какому жанру тяготеет ваш семейный сериал?
ЛЮДМИЛА: Жанры постоянно меняются – от «жестокого романса» до пасторали.
БОРИС: А я думаю тут не жанр. Жанр всегда исчерпывает себя. А нам это не грозит.