Рыжее солнце
Исполнительница главной роли в картине "Путешествие с домашними животными" Веры Сторожевой , неофициальном лидере конкурса ММКФ, рассказала о фильме.
Конкурсный фильм Веры Сторожевой "Путешествие с домашними животными" , ранее ставившей "Небо. Самолет. Девушка", пока находится на первом месте и по зрительским симпатиям, и по предпочтениям Гильдии кинокритиков. А исполнительнице главной роли Ксении Кутеповой все прочат Серебряного Георгия: когда эта рыжая смотрит с экрана, вокруг нее сгущается пространство и начинаются стихийные бедствия. Сторожева сделала историю о фригидной замученной холодной бабе, которая после случайной смерти нелюбимого мужа, взявшего ее прямо из детдома, постепенно расцветает, становится свободной, находит мужика, бросает его, а потом едет в детдом и берет там себе сына. Но Кутепова сыграла свою Наталью так свободно и сильно, что о "женской судьбе" героини совершенно не хочется говорить: получилась картина о стихии, природном явлении, смене времен года. Серая зима кончилась, восходит рыжее солнце.
- За двадцать шесть лет вашего существования в кино (начиная с фильма "Куда он денется?") вы снялись в семи фильмах, если считать незавершенный "Agnus Dei"...
- Вы немножечко подтасовываете. Двадцать шесть лет в кино - это включая детский период... Как профессиональная актриса, то есть после получения диплома, я пятнадцать лет работаю в театре. А вы мне еще добавляете десять лет детства, в котором я два раза снялась. Сняться в десятилетнем возрасте в кино - это скорее игры, веселое времяпрепровождение, чем работа.
- Хорошо, значит, за пятнадцать лет - пять фильмов. Для звезды самого признанного в стране театра немного. Вам не везло с предложениями? Или вы в ту сторону вообще не смотрите?
- Если интересное предложение, мне интересно. Но не складывалось. Приносят много неинтересного. Вот за роль в фильме Сторожевой я боролась. Во время встреч с режиссером работала по-настоящему, очень старалась понять, чего она хочет.
- Чем вас заинтересовала героиня?
- Интересна тем, что очень неординарная личность. Я ее больше, наверное, умом понимаю. У нее очень цельный характер, внутреннее... не упрямство, а несгибаемость.
- То есть жизнь не сломала?
- А может быть, сломала, я не знаю. Мне интересно было в этой истории ее изменение, ее развитие, пробуждение. В Наталье стало просыпаться то, что до тех пор спало. То, что находилось в стадии эмбриона. Профессионально это очень интересная задача.
- Красавец-мужчина Дмитрий Дюжев , безусловный герой, обязательно должен был понравиться Наталье. Но не понравился. Почему?
- Потому что он ей не подходит! Представляете, какая сильная женщина, если даже этим секс-символом не соблазнилась?
- То есть никакая травма, контузия от домашнего насилия, от которого она страдала столько лет, тут ни при чем?
- Просто не было любви... Для меня, честно говоря, в этом фильме финал кажется предельно открытым. Мне даже в голову не приходит, что она сделала окончательный выбор и теперь ее жизнь пойдет каким-то определенным образом. Отказалась от мужчины и выбрала материнство. Нет однозначности, узкоколейности. Знаете, что мне понравилось в этом кино? Разнообразные вопросы, которые мне задают, свидетельствуют о том, что все очень по-разному понимают эту историю - в силу своего жизненного опыта, своих потребностей в данный момент, своих эмоциональных состояний. Для меня признак хорошего кино именно в его неоднозначности, многослойности. Когда я смотрю фильм, который накладывается на мой жизненный опыт, тогда он задевает какие-то мои струны, мои мысли. А у другого человека - совсем другие.
- Ваша героиня выбирает в детдоме рыжего мальчика. Есть какая-то солидарность рыжих?
- Это какое-то клише в представлении не рыжих людей о рыжих людях. В детстве меня не дразнили, и никакой отдельности от других не было. Все это ерунда.
- У вас, как театральной актрисы, не сложилось ощущения, что сыграли вы одно, а на экране получилось совсем другое?
- Это процесс, в котором не так много зависит от актера. Но мы ведь образ создавали вместе с режиссером, Вера Сторожева принимала во мне максимальное участие. Я ей всецело доверяла, слушала и шла за ней. Это ведь она себе как-то представляла этот образ, а меня просто вводила в это представление. Это у нее, а не у меня, было ощущение персонажа.
- И результат вас не удивил?
- Он меня удивил, потому что в результате монтажа был переделан сценарий. Было выброшено столько материала! Даже странно - туда ушло столько труда и энергии! Пропали целые сюжетные линии. Ведь в фильме снимались также Ира Пегова, Миша Ефремов...
- Да, жаль...
- Не знаю, жаль или нет. Решает режиссер. Но история изначально была другая.
- Вы до сих пор - и в театре, и в кино - работали только с режиссерами-мужчинами. Сторожева - ваш первый опыт работы с режиссером-женщиной. Вы уловили какую-то разницу внутри производственных отношений?
- Я не думала о разнице между режиссерами-женщинами и режиссерами-мужчинами, наверное, стоит подумать. Но по-человечески это совсем другая работа. Женщины так хорошо чувствуют друг друга, так понимают! А мужчины женщин не понимают совсем. Именно поэтому с женщинами сложнее.