Интервью с Жаном Рошфором

Один из лучших французских актеров Жан Рошфор способен играть в самых разных фильмах – от костюмного приключенческого вроде "Анжелики – маркизы ангелов" до "Призрака свободы" Луиса Бунюэля. Тем не менее едва ли не лучшая роль подарена Рошфору на склоне лет: в фильме своего постоянного режиссера Патриса Леконта "Человек с поезда" он сыграл пожилого учителя, мечтающего стать разбойником-бродягой. В Венеции, где состоялась мировая премьера фильма, с Жаном Рошфором встретился Антон Долин.

- Ваши фильмы очень популярны в России. Вы не хотели бы когда-нибудь приехать на премьеру в Москву?

- В 1959 году я поехал в СССР на съемки пропагандистского фильма "Леон Гаррос ищет друга" с Татьяной Самойловой. Поначалу я был буквально счастлив – мне предложили важную роль, одну из главных. Но это был кошмар, просто ад: вместо восьми недель я пробыл в России одиннадцать месяцев, не имея возможности уехать. Где я тогда только ни бывал – и в Москве, и на Украине, и в Сибири... Теперь уже, наверное, в вашу страну не поеду: страшно возвращаться.

Нет, я шучу, но те события остались в памяти как травма. Режиссер все время пил, съемки останавливались на часы. Если бы я делал такой фильм во Франции для Ива Робера, мы оба покончили бы жизнь самоубийством.

- Ваша встреча с Патрисом Леконтом оказалась решающей для обоих – уже который раз вы играете главные роли в его картинах...

- А первый фильм начинался не лучшим образом: представьте, встречаете вы молодого режиссера, не слишком талантливого, но с огромным самомнением... Я, конечно, не всерьез. Но на съемках первой картины он очень нервировал и меня, и других. После этого мы не виделись десять лет – надо сказать, фильм получился не очень-то хорошим, хоть и смешным. Но произошла вторая встреча, и так мы остались вместе. Леконт – отважный человек: позвонил мне десять лет спустя и предложил роль в "Тандеме". Я согласился.

- В "Человеке с поезда" вы сыграли одну из лучших ролей за последние годы – наверное, это было связано с тем, что сценарий писали специально под вас. А есть ли что-нибудь общее между вами и вашим персонажем, школьным учителем на пенсии, который всегда мечтал стать авантюристом?

- Скорее всего Патрис подумал, что я смогу быть правдоподобным в роли провинциального учителя. Мои воспитание, речь, провинциальные корни, эдакое обывательское чистоплюйство, которое мне отчасти присуще (и я этого не стыжусь), – все это оказалось полезным для моего персонажа. К этому выдуманному человеку я испытываю подобие нежности – его ранимость, воображаемое прошлое, мучительница-мать, лень в исполнении желаний... Он бежит от поступков, находит убежище в культуре, книгах, поэзии. Он бы хотел уйти навсегда, но побаивается открыть дверь.

- Получается прямая связь между учителем из "Человека с поезда" и Дон-Кихотом, которого вы так и не сыграли в неудавшемся проекте Терри Гиллиама?

- Да, вы правы. Я уверен, что мой учитель должен постоянно читать Сервантеса, держать его под подушкой. Дон-Кихот с его отвагой и желанием защитить слабых – почти персонаж из комикса. А мой персонаж, если уж и отправится в путь за приключениями, вряд ли ограничится благодеяниями. Догоняя упущенные возможности, он пойдет на что угодно, не как благородный рыцарь: может какую-нибудь старушку долбануть по голове, чтобы отобрать у нее три франка. Это мне в нем как раз и нравится.

- Каково было играть в дуэте с Джонни Холлидеем – профессиональной поп-звездой и начинающим актером?

- Разница в возрасте у нас немаленькая, это как минимум. Я был на своей территории, а он – нет. Мюзиклы ему ближе, чем кино. Джонни был впечатлен съемочным процессом... А я о нем знал не слишком много – так, видел несколько фотографий, как он мертвецки пьяный поутру вываливается из очередного бара. Мои провинциальные предрассудки запрещают восхищаться чем-либо подобным ( смеется ). Встреча оказалась важной для нас обоих. Я постоянно спрашивал себя – почему этот нежный, хрупкий человек обладает невероятной силой, как Спенсер Трэйси и Джон Уэйн? У них есть одна общая черта: следовать дорогой, выбранной раз и навсегда. Я всего лишь актер, а он настоящий миф. Достоинство мифа – идти вперед наперекор всему, наивно и уверенно: "Я такой, нравится вам это или нет". Это достойно восхищения. Я же никогда не стану мифом, потому что не иду прямой дорогой, а постоянно виляю из стороны в сторону.

- Вы не слушали записей Холлидея?

- Рок-н-ролл я слушаю крайне редко. Но я любопытен ко всему новому и не хочу преждевременно становиться склеротиком. Вот, например, мой сын Пьер – исполнитель хип-хопа. И для меня это немалая работа – прослушать от и до очередной его диск. Однако я слушаю и заставляю себя радоваться. Есть чем гордиться. Если не будешь внимателен к окружающему тебя миру, будешь пятиться, пятиться, пятиться... Потом наступит смерть. Именно так она и наступает. Стараюсь быть любопытным до последнего.

- Говорите о современности – а есть ли она в этом фильме Патриса Леконта?

- Пожалуй, нет, вы правы. Это классический кинематограф, очень хорошо структурированный, сделанный для широкой публики. Это тоже важные качества. Действие "Человека с поезда" происходит в пустынном, призрачном городе, и сюжет фильма вполне универсален. В нем есть очень красивые сцены, хороши и поезда, и пейзажи. А еще Леконт умеет говорить о мелочах, превращая их в нечто большее. Салон парикмахера он без труда перевоплощает в эротический кокон – и это просто невероятно.

- В "Человеке с поезда" есть всего два центральных актера, и один из них – непрофессионал. Было трудно нести всю ответственность на себе?

- Джонни – не профессиональный актер, но он действительно сыграл роль, роль человека, похожего на самого Джонни! Когда он был вне кадра, то продолжал играть, а для меня высшая добродетель актера – умение концентрироваться ради партнера по площадке. Джонни оказался способным на это, несмотря на всю свою популярность. К своему удивлению, я выяснил, что во Франции Холлидей – Жанна д'Арк. В маленьком городке, где мы снимали кино, я испытал настоящий шок, это было безумие. Я видел старых рокеров в кожаных куртках, лет под шестьдесят, которые были готовы подбирать с тротуара брошенные им бычки и докуривать за своим кумиром. О женщинах не говорю. Все просто бредили.

- "Человек с поезда" – фильм о человеке, который хотел бы, чтобы его жизнь прошла по-другому, чтобы в один прекрасный момент она изменила свой курс. Вы испытывали когда-нибудь подобное желание?

- Все мы полны таких мечтаний – быть другим, заниматься чем-то другим. Мой путь был очень простым. В пятнадцать я мечтал стать жокеем, в восемнадцать – офицером в Сен-Сире (потому что они ходят с белым плюмажем), в двадцать – чемпионом мира по боксу в тяжелом весе, а сейчас грежу о Нобелевской премии по литературе. В этом фильме хороший сценарий, в котором очень хорошо схвачено то, о чем думает публика. Терпеть не могу позиции "дамы и господа, горбатьтесь на своих фабриках, а я актер и плевать на вас хотел". Я горд, что в "Человеке с поезда" затронуты общие проблемы: мы мечтаем о невозможном. Такова особенность человека – не скажу за слонов, волков или лягушек.

- Вы были рады сыграть центральную роль в фильме, который создан специально для вас? Вообще, главные роли импонируют вам больше второстепенных?

- Этот вопрос меня не интересует. Для меня важен прежде всего сценарий – о чем он, необходимо ли говорить именно на эту тему. Еще важно, кто режиссер и каково с ним будет работать. А уже после – роль. Если я испытываю прилив энтузиазма, то готов играть даже в эпизоде: пусть только этот эпизод помогает мне просыпаться поутру. Ужаснее говорить себе: "Роль неинтересная, ну уж ладно, сыграю".

- Такое бывало?

- Увы, и довольно-таки часто. Нередко брался за что-то из чистого инфантилизма, а потом жалел. Параллельно с кинематографом я всегда играл в театре, и вот это мне помогало справиться со всеми бедами. Например, я первым сыграл Гарольда Пинтера во Франции – в 1960-м это было настоящей революцией. Театральная жизнь восхитительна, она не перестает вдохновлять меня. И когда я покидаю на время театр, чтобы погрузиться в феноменальную тупость посредственных фильмов, это просто отвратительно. Потом ругаю себя, говорю, каким был идиотом. Впрочем, уже к концу шестидесятых я научился говорить режиссерам "нет".

- Но это ведь не случай "Человека из Ламанчи" Терри Гиллиама, где вы должны были сыграть Дон-Кихота? Съемки сорвались из-за вашей болезни и нехватки денег...

- Терри Гиллиам – один из моих любимых режиссеров, и когда он мне позвонил и предложил сыграть Дон-Кихота, я был уверен, что меня разыгрывает кто-то из друзей. Во-первых, на съемках приходилось общаться со всеми по-английски, а это превосходит мои возможности и приводит в бешенство. Во-вторых, моя болезнь. Боли начались где-то к десятому дню съемок, понемногу усиливались, а потом стали нестерпимыми. Странное ощущение – сказать "прощайте" ста пятидесяти участникам посреди пустыни где-то в Испании. Так я им и заявил, выйдя на площадку в тяжеленных доспехах: "Попытайтесь меня простить, но мы не способны снять такой фильм, это просто невозможно". За два дня до прекращения съемок разразилась невероятная гроза, нас просто затопило, по тентам стучали градины размером с кулак, и я себя почувствовал еще хуже – мы прятались с французским копродюсером в машине. Все было против нас. Я простился со всеми, наступала ночь. Меня посадили в машину, я прилег на заднее сиденье. И вдруг в ночи вспыхнули яркие огни – немыслимые, фантастические, как из "Амаркорда". Приподнявшись, я увидел, что навстречу мне по дороге посреди пустыни движется светящийся корабль. И внезапно понял, что это караван для съемок, добытый для меня моим Санчо Пансой, Джонни Деппом. Караван, который я больше никогда не увижу. Так завершился для меня этот фильм.

Отзывы (0) Написать отзыв

Здесь публикуются отзывы и обсуждения статей.

Сообщения не по теме удаляются.

не видно картинку?

нажмите

код:

Найти

Всего товаров: 0



Самые низкие цены

Аббатство Даунтон(все 6 сезонов+фильмы)


Коллекция Советских мультфильмов


Игра престолов все 8 сезонов за 1000 рублей


Сваты все 7 сезонов+новогодние за 1150 рублей


Чисто Английские убийства 22 сезона


Миллиарды все 6 сезонов за 1100 рублей


Полицейский с Рублёвки все сезоны+Новогодние


Джеймс Бонд все 27 фильмов на 27 двд


Любое копирование материалов сайта без ссылки на первоисточник запрещается.

Яндекс.Метрика