Илзе Лиепа: Русский балет, как английский газон

Тюмени в который раз повезло — в рамках гастрольного тура по городам Сибири здесь был дан гала-концерт с участием Илзе Лиепа и солистов балета Большого театра и Московского академического Музыкального Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
После того, как опустился занавес, в гримуборной состоялся наш разговор с поразительной Илзе.

- К сожалению, возможности жителя небольшого городка ограничены и "живой" балет он видит, если повезет, несколько раз в жизни. Хочется, чтобы детей привлекали не только брейк-танцы на грязном полу. Скажите, как можно научиться понимать балет?

- Балет, конечно, искусство не массовое. Для того чтобы его понимать, чтобы его чувствовать, как и любое другое классическое искусство, надо привыкать к нему с детства. Это как хорошая литература — если ребенок воспитывается на сказках Пушкина — одно, если на каких-то странных мульфильмах — другое. Мне кажется, что очень правильно, когда ребенок с детства готов и открыт для того, например, чтобы послушать оперу, воспринять ее.
Сейчас много салонов видеопроката, можно ведь и с их помощью знакомить ребенка с классическим балетом — "Щелкунчик", "Спящая красавица", "Лебединое озеро".
(улыбается) Может и мы когда еще приедем к вам…

- Раньше было довольно много разговоров о "русском балете". Существует ли такое понятие сегодня? Существует ли нечто особенное в русской школе балета?

- Ну, конечно, как можно даже предполагать, что это куда-то делось. Знаете, есть хороший пример про секрет английского газона — его надо просто каждый день подстригать и поливать 200 лет. Так и русский балет — ему столько лет, у него такие фантастические традиции, что уничтожить их совершенно невозможно. Это уже культура нации. И хотя многое в жизни изменяется, такие глубинные корни остаются целостными.

- Когда-то вы говорили и даже, кажется, написали об этом в предисловии к книге, что у вашего отца не было стержня. Что для вас стержень в человеке — вера или нечто иное? Есть ли такой стержень у вас?

- Я верующий человек. На самом деле, к Вере прикладывается все остальное, потому что Вера — это жизнь с Богом. Ведь человек, который живет без Бога, устраивает свою шкалу ценностей. А что такое "сам с усам"? Так легко ошибиться… Сегодня я так думаю, а завтра — иначе, как мне удобнее сегодня.

- Вы популярный, известный человек и одновременно верующий. Наверное, есть опасность загордиться?

- Загордиться? Вера оберегает от этого, она все ставит в жизни на свои места. Даже когда мы по слабости своей делаем ошибки, то потом осознаем, как должно было сделать.

- Как вы думаете, почему в разные переломные трагические моменты нашей истории — смерть генсека, ГКЧП и прочее — по телевизору всегда показывают балет. Не вредит ли это самому балету?

- Я скажу — классические виды искусства гармонизируют человека, когда человек слушает не рэп, а классическую музыку, он внутренне приходит в состояние гармонии. Это как раз то, о чем мы говорили в самом начале нашей беседы. Когда государство спохватывается, что надо как-то людей утихомирить, дать какую-то защиту — показывают классические виды искусства. Мы ведь и в обычной жизни можем использовать абсолютно тот же прием — без всяких ГКЧП. Это совершенно точно.

- Ваши родители —  знаменитости. Как живется ребенку в семье, где папа и мама столь сильно отдаются искусству? Хватало ли у них времени спеть вам колыбельную на ночь, почитать книжку, сходить с вами на каток, в школу на родительское собрание? Мне лично кажется, что дети известных родителей много лишаются в жизни того, что необходимо маленькому человеку. Или это не так?


- Все очень индивидуально. Нам очень повезло родиться в такой семье. Кроме того, я думаю, что нам с братом очень повезло, что наш отец был для нас огромным примером для подражания. И может быть он не ходил с нами тысячу раз в кино, зато он брал нас с собой, когда готовился к спектаклю и входил в форму — бегал на Ленинских горах. И для нас это была самая потрясающая школа отношения к профессии, отношения к жизни. Он учил нас дышать, бегать, готовил к профессии, не заболеть которой для нас было невозможно. Отец передал нам беззаветную любовь и преданность к профессии, качества, которые так редки в наше рациональное время.

Моя мама — Маргарита Жигунова — брала на себя весь быт. Нельзя забывать, что это были те времена, когда не было стиральных автоматов, не существовало даже слова "домработница". И мама, будучи красавицей, актрисой, светской женщиной, — все успевала делать. На ней была семья, муж, двое детей — ужасных хулиганов… Мы с ней и сейчас очень дружны. Очень..

- В Америке мне посчастливилось побывать на концерте танцевального коллектива "Хаббард". Сложилось такое впечатление, что наши танцовщики, наши балерины танцуют в большей степени содержание, являются где-то даже иллюстрацией к литературному произведению. Для "не наших" артистов балета, возможно, важнее танцевать эмоции, настроение. Что думаете об этом вы, Илзе? Как относитесь, в принципе, к американскому балету?

- Ой, я так не думаю. Как с любым видом искусства — живописью, поэзией, музыкой, исполнительским мастерством — каждый оперирует с этим видом искусства как-то очень индивидуально. Один, быть может, действительно, рассказывает какую-то историю, какое-то произведение, другие говорят про какие-то свои вещи. И вам интересно на все это смотреть. Главное, чтобы выступление артиста рождало у зрителя отклик — эмоции, настроение, желание размышлять.
Что касается американского балета, то у него тоже русские корни, американский балет начинался с русского человека грузинского происхождения, Джорджа Баланчина.

- Какие роли вам ближе —  когда вы танцуете одна, соло, или когда у вас есть партнер? Есть ли любимый партнер, самый надежный, танец с которым — 100% общая рабо
та?

- Новый партнер — как новая книга. И с каждым история совершенно своя: с Марком Перетокиным одна, с Николаем Цискаридзе — другая, с Фарухом Рузиматовым — третья… Это всегда интересно, всегда по-новому. Благодаря партнеру, многое открываешь и в себе нового. Я не могу сказать, что мне ближе —  соло или дуэт…

- Какая балерина для вас является идеалом, если есть такая? И, возможно, неожиданный вопрос —  Матильда Кшесинская действительно была великой танцовщицей или славу ей создал брак с Великим князем? Кстати сказать, в Тюмени есть человек, который считает себя потомком царской семьи (и даже периодически претендует на престол) — именно по линии Матильды Кшесинской.

- Никто из нас Матильду Кшесинскую на сцене не видел и ТВ-записей ее не существует. Мы можем доверять только документам. А документы говорят, что она была очень одаренной танцовщицей, сильной, техничной, и по праву владела всеми своими регалиями.

Монарх? гм-м…

Для меня удивительной личностью, прежде всего, является Майя Плисецкая. Я ее увидела в 13 лет и впечатление она на меня произвела ошеломляющее. И с тех пор я пополнила список ее восхищенных поклонников.

- Вы производите впечатление человека очень спокойного, рассудительного и последовательного. А какой вы видите себя сами — "изнутри своей души"?

- Разной…

- Как вы себя чувствовали на съемочной площадке? Как восприняли вас профессиональные актеры кино? Какие есть кино-предложения? Кого вы мечтаете сыграть в кино и на театральных подмостках?


- Никого не мечтаю сыграть.. Не чувствовала себя неловко или неуверенно на съемочной площадке. Наверное, у меня были хорошие учителя.
Мой отец, кстати, тоже снимался в кино. Он снимался в фильмах "Могила льва", "Детство Бемби", "Отрочество Бемби", "Четвертый" (вместе с Владимиром Высоцким), "Лермонтов"…

- Ваш день начинается с балета, с разминки у станка. Это, наверное, очень трудно — вот так самоорганизовываться? А нет желания однажды махнуть рукой — а ну его, — и остаться валяться с интересной книжкой?

- Должна вам открыть страшную тайну — иногда я так и делаю. (Смеется.) На самом деле, дисциплина для балетного артиста — это основа основ. Если хочешь держаться в форме и сохранить здоровье — без самодисциплины не обойтись.

- Вам удалось открыть свою студию в Жуковке? Расскажите немного о вашем методе — как йога может сочетаться с хореографией. На кого он рассчитан? Насколько реально стать вашей ученицей? Есть ли некие универсальные упражнения, которые каждая женщина может выполнять дома, за тысячи км от Жуковки?

- Метод? Это скорее пилатес. Он рассчитан на всех. На вас. На меня. На женщин. В основе — очень спокойная силовая гимнастика, очень грамотно построенная, приносящая исключительно пользу. Думаю, что зимой откроемся.
Что касается универсальных упражнений, то такие, действительно, есть. Я сейчас работаю над книгой, в которой хочу предложить выборку из своего метода. И каждая женщина сможет дома заниматься сама. Для этого ей ничего не надо, только два метра свободной площади и желание.
Кстати, в книге будут фотографии и специальный диск ди-ви-ди.

- Спорт, в частности фигурное катание и гимнастика стремительно молодеют. Происходят ли такие же процессы в балете? Понятно, что совсем юные девушки, почти дети, более пластичны, однако они вряд ли могут играть так страстно, как взрослые женщины.

- Для меня смысл балета не в страсти. Дело в том, что балет, в отличие от фигурного катания, это не спорт, а искусство. А для того, чтобы внутренне созреть — нужно время. В этом как раз трагическое противоречие нашего вида искусства. Как говорил мой отец, Марис Лиепа, "когда приходит опыт — уходит прыжок". Нужно уловить тот момент, когда прыжок еще не ушел, а опыт уже есть…

Отзывы (0) Написать отзыв

Здесь публикуются отзывы и обсуждения статей.

Сообщения не по теме удаляются.

не видно картинку?

нажмите

код:

Найти

Всего товаров: 0



Самые низкие цены

Аббатство Даунтон(все 6 сезонов+фильмы)


Коллекция Советских мультфильмов


Игра престолов все 8 сезонов за 1000 рублей


Сваты все 7 сезонов+новогодние за 1150 рублей


Чисто Английские убийства 22 сезона


Миллиарды все 6 сезонов за 1100 рублей


Полицейский с Рублёвки все сезоны+Новогодние


Джеймс Бонд все 27 фильмов на 27 двд


Любое копирование материалов сайта без ссылки на первоисточник запрещается.

Яндекс.Метрика