Дина Дурбин: И то же в Вас очарованье

Осознанный отказ талантливой 27-летней актрисы от продолжения весьма успешной кинокарьеры — поступок неординарный и заслуживающий внимания и уважения, ведь он был своеобразным вызовом Голливуду, никогда не считавшемуся с личностью кинематографиста, даже самого талантливого. Но самое удивительное в жизни Дины Дурбин — это судьба её фильмов, которые и сегодня находят отклик в сердцах зрителей, при этом её картины с интересом и радостным воодушевлением смотрят новые зрители, может быть, никогда раньше не слышавшие об актрисе.
   
В Лондоне преданные поклонники творчества Дины организовали «Общество Дины Дурбин». Мало кто из актёров, завершивших карьеру более полувека назад, может похвастаться тем, что в начале XXI века, у них есть действующий фан-клуб. «Общество Дины Дурбин» ведёт активную жизнь и, помимо издания посвящённого актрисе «Информационного бюллетеня», периодически устраивает показы её фильмов.

В первом выпуске ежеквартального «Бюллетеня», вышедшем в ноябре 1982 года, основатель «Общества Дины Дурбин» Робин Уолдрон написал: «Мы намерены издавать «Бюллетень» четыре раза в год; его цель — вернуть счастливые воспоминания о невероятно талантливой и восхитительной девочке, превратившейся в столь прекрасную женщину, любовь к которой и сегодня так сильна… Мы не будем никоим образом вторгаться в личную жизнь Дины Дурбин, не намерены нарушать её сегодняшнее уединение...» Примерно год спустя Дина прислала Обществу письмо: «Дорогие мои друзья, Всем вам известно, как тщательно я оберегаю своё добытое с таким трудом уединение. Так что Вы можете себе представить, какие опасения вызвала у меня сама идея создания «Общества Дины Дурбин». Тем не менее, Робин Уолдрон и его друзья справились со всем с таким умением и тактом, что я должна поблагодарить всех вас за предупредительность и преданную дружбу. С пожеланием счастья. Дина Дурбин-Дэвид».
   

Эдна Мэй Дурбин родилась в семье манчестерца Джеймса Дурбина и валлийки Ады Рид, которые ко времени появления на свет своей второй дочери Эдны покинули Англию и переехали жить в Канаду, в город Виннипег, где 4 декабря 1921 года и родилась будущая актриса. Вскоре вся семья переехала в Калифорнию. В первой половине ХХ века эмиграция была распространённым явлением, и многочисленные переезды семейства Дурбин стали бы достоянием семейного архива, если бы не будущая карьера их дочери. Популярность Дины Дурбин была поистине мировой: её любили повсюду — от Бразилии до России; но, конечно, в Англии, Америке, Уэллсе и Канаде её любили особенно сильно, по праву считая её своей соотечественницей.

Артистическая карьера Дины началась с выступлений на радио в знаменитом шоу Эдди Кантора. Тот факт, что путь юной Дины на киноэкран проходил через радио — не случаен. Дело здесь не только в её чарующем голосе и певческой одарённости. В первой трети ХХ века радио было одним из любимейших способов развлечься и почти на равных соперничало по популярности с кино. Когда юную исполнительницу полюбили слушатели, и она превратилась в звезду программ Эдди Кантора, оказалось, что это был шаг к ещё большему успеху и будущей славе.


Кино стало естественным продолжением успешных выступлений на радио. В 1935 году на студии MGM был снят короткометражный десятиминутный фильм «Каждое воскресенье», где главные роли исполнили две юные дебютантки — четырнадцатилетняя Дина Дурбин и тринадцатилетняя Джуди Гарленд. Фильм был одновременно и кинопробами девушек. В конце концов, контракт был продлён с Джуди Гарленд, а контракт с Дурбин — расторгнут. Но Дина недолго оставалась без работы. Вскоре её пригласила к себе студия «Юниверсал», сотрудничество с которой длилось целых двенадцать лет — вплоть до окончания Дурбин актёрской карьеры.

Великая Депрессия не обошла стороной студию «Юниверсал»: в 1936 году она была на пороге банкротства. От разорения студию спасла дебютная полнометражная картина Дины Дурбин — фильм «Три милые девушки», где она сыграла младшую из трёх сестёр семьи Крейг — Пенелопу, которая вместе со своими сёстрами делает всё возможное и невозможное, чтобы их любимый папа не развёлся с обожаемой мамой и не женился на молодой красотке, которую, разумеется, интересуют только его деньги. Образ Пенни не был центральным, но был безусловно запоминающимся. Зрители обрели объект для восхищения и подражания, за «встречу» с которым с радостью готовы были платить и платили — студия получила немалый доход и намного улучшила своё финансовое положение, а юная актриса уже в следующем своём фильме «Сто мужчин и одна девушка» сыграла главную роль. О таком начале можно было только мечтать. И Эдна Мэй, вероятно, когда-то мечтала, и её мечта осуществилась. В кино нередко случается так, что когда мечта одного человека становится явью, эта явь превращается в мечту миллионов.
   
Дурбин появляется в первой же сцене «Трёх милых девушек»: Швейцария. Три сестры совершают прогулку по озеру на маленькой яхте. Дина поёт: «Моё сердце поёт» — сёстры слушают. Песня заканчивается, с берега доносится звук горна, возвещающего о ланче. Дина восклицает: «Ланч!.. Ланч!..» — и … прыгает в воду, чтобы побыстрей добраться до берега, а значит — до долгожданной еды. В этой небольшой сцене сконцентрировано многое из того, что всегда будет частью экранного образа Дурбин. Она весела, задорна, хорошо поёт, и она… прыгает в воду, торопясь на ланч… Способность и главное — готовность совершать неожиданные поступки, решительность, удивительная быстрота реакции, свойственная уверенным в себе людям — эти черты всегда будут присущи героиням Дины Дурбин. Спустя несколько лет (в 1940 году) Дине ещё раз пришлось прыгнуть в воду, но уже за борт океанского лайнера. Случилось это в фильме «Это свидание», где ей необходимо было что-то срочно придумать для спасения человека, прятавшегося в одной из шлюпок. Решение пришло мгновенно — Дина прыгнула в воду.

Если первый фильм Дурбин начинается с песни, а картины большой американской киностудии тех лет — с величавых, полных пафоса аккордов, то образ кинозвезды начинается с имени. И тогда в один прекрасный день Норма Джин Бейкер превращается в Мэрилин Монро, Фрэнсис Гамм — в Джуди Гарленд, Арчибальд Александр Лич — в Кэри Гранта, а Эдна Мей Дурбин — в Дину Дурбин… Актриса вспоминает: «Я сама выбрала себе имя. Мне хотелось оставить настоящую фамилию ради отца. Мне нравилась аллитерация, и я перебирала имена, начинающиеся с «Д». Диана была первой в списке, но поскольку я искала профессиональный псевдоним, мне казалось, что он должен быть немного более причудливым. Я изменила гласную, добавила «н» — так родилась "Дина Дурбин" (Deanna Durbin)».

Австралийский журналист Александр Макробби пишет: «На протяжении нескольких лет, начиная с 1936 года, Дурбин была единственной женщиной, носившей имя Дина». После того как её фильмы получили международное признание, родители в англоязычных странах начали называть дочерей в честь актрисы. Характерен пример оперного критика лондонской «Financial Times» Дины Петербридж. В своей семье она была третьей дочерью, и родители посчитали, что она была одной из «Трёх милых девушек». Примечателен факт, что сейчас, в начале ХХI века многие молодые женщины носят имя Дина… Причиной возродившегося интереса к имени Дина послужил выпуск в 1970-х гг. фильмов Дурбин на видеокассетах…
   

У актрисы всегда был довольно плотный график работы, так как в год выходило по два её фильма, а в 1943 году на экранах появились целых три картины с её участием. Вся карьера Дины уложилась в сравнительно небольшой отрезок времени, а работала она очень интенсивно. Из этого следует, что, дебютировав в 14 лет, Эдна Мэй Дурбин стала единственной юной звездой Голливуда, которая фактически выросла на съёмочной площадке, а вместе с ней выросли и её героини — и за этим взрослением с постоянным вниманием и искренним обожанием следили зрители всего мира.

И это не обычная актёрская востребованность. Для Дины Дурбин не просто в каждом возрасте находились соответствующие роли; в данном случае мы сталкиваемся с уникальным в истории мирового кино феноменом — использованием собственно процесса взросления актрисы как одной из составляющих её образа. Конечно, студия шла на это из-за неизменного желания зрителей вновь и вновь видеть на экране полюбившуюся актрису. Итак, Дина на глазах зрителей превратилась из обаятельной девочки в милую девушку, а после — в очаровательную женщину.

Голливуд делал всё возможное для того, чтобы экранные персонажи Дурбин взрослели как можно медленнее: в пяти фильмах подряд она играла детские роли. Только в 1939 году её героине «позволили» впервые поцеловаться на экране — случилось это в картине с символичным названием «Первая любовь» (в советском прокате — «Первый бал»). Зрители, однажды полюбив Дину в образе милой девочки, хотели и дальше видеть её на экране ребёнком. В статье 1938 года (она так и называется: «Пожалуйста, Дина, не взрослей! ») опубликовано письмо одного из поклонников Дурбин, адресованное боссам студии «Юниверсал», ответственным, как справедливо считал автор письма, за принятие всех решений, относящихся к судьбе звёзд кинокомпании.
   

Вот текст этого письма: «Дорогие господа, я прочёл в газетах, что Дина Дурбин повзрослеет в следующей картине «Этот определённый возраст». Я опасался, что ей очень быстро позволят повзрослеть, и вот почему я пишу вам… Пожалуйста, ну, пожалуйста, не позволяйте ей взрослеть. В кино есть множество людей, которые могут играть взрослые роли, и есть только одна юная, полная жизни Дина Дурбин. И прежде всего, не позволяйте ей в следующей картине совершить то, о чём ходят слухи — влюбиться и тайно сбежать с Джекки Купером. Если вы позволите ей сделать это, мы устроим сидячую забастовку. Я говорю не только от своего имени, но и от лица тысяч взрослых. Пожалуйста, учтите это. Искренне ваш, «Поклонник из Луизианы».

Собственно говоря, слухи, дошедшие до автора этого письма, были не совсем точны. По сценарию у Дины не было романа с Джекки Купером и уж тем более она никуда не собиралась с ним убегать. В картине — лишь намёк на влюблённость; Дина встречается с Джекки Купером, но ни о каком бурном или даже спокойном романе речь не идёт. К тому же, на протяжении почти всего фильма героиня Дины по уши влюблена в персонажа Мелвина Дугласа — журналиста, работающего в газете её отца, человека, гораздо старше неё. Фильм, собственно, и рассказывает об этой первой пылкой влюблённости девушки-подростка. А Джекки Купер существует на втором плане — и лишь в финале становится своеобразным утешением для Дины, которая только что пережила «взрослую» любовь, но в конце концов вернулась к своему молодому человеку, с которым всегда можно выпить соку или сыграть в бильярд.

Письмо поклонника из Луизианы очень показательно. Огромная популярность и преданная любовь зрителей — это большое счастье для актёра, но плата за это счастье порой бывает весьма высока. В то время как актёр хотел бы разнообразия и новизны в своих ролях, публика всем сердцем жаждет повторения, репродуцирования того, что любит. Зрители — как дети, которые страстно желают слушать одну и ту же сказку, и требуют рассказывать её ещё и ещё раз — даже если уже выучили эту сказку наизусть. Голливуд всегда прислушивался к мнению публики и старался ей угодить, а посещающие кинотеатры благодарные зрители за столь внимательное обращение с собой всегда платили наличными.

Ее пение — это именно актерское исполнение, с выразительными мимикой и пластикой. Нельзя не заметить одну особенность музыкальных номеров Дурбин — полностью отдавая себя, свое естество музыке, она тем не менее никогда не погружается целиком в исполняемую вещь, то есть всегда находится внутри определенного киноэпизода и готова откликнуться на то, что происходит вокруг. В искусстве сдержанного, точного и тонкого выражения чувств во время пения мало кто мог сравниться с нею.

В романтических комедиях, прославивших Дурбин, звучала разная музыка — от мелодий Моцарта, Верди и Пуччини до народных песен и современных актрисе шлягеров. Ее пластинки расходились миллионными тиражами: любая исполненная ею мелодия становилась хитом, а классические произведения словно обретали новую жизнь.
Уникальность Дины Дурбин в том, что, будучи в сущности «продуктом» голливудской фабрики грез, она, благодаря силе своей личности, сумела выйти за рамки предложенного ей амплуа. «Золушка», милая девушка, веселая, решительная, невероятная выдумщица — Дина виртуозно воплощала на экране этот образ с подкупающими зрителей живостью, задором и энергией. Но именно потому, что в нем проявлялись и ее личные качества — интеллигентность, сила духа, внутренняя свобода, уверенность в себе, добродушие, удивительная стойкость и любовь к жизни — зрители и сегодня высоко ценят ее талант.

Сама Дина Дурбин, выйдя в 1950 году замуж за режиссера Шарля Давида, переехала во Францию. Овдовев в 1999 году, она живет в Париже, избегая публичности. Ее часто узнавали на улицах европейских городов, но на вопрос «Скажите, вы — Дина Дурбин?» она неизменно отвечала: «Нет… Но все говорят, что я на нее очень похожа…»

Отзывы (0) Написать отзыв

Здесь публикуются отзывы и обсуждения статей.

Сообщения не по теме удаляются.

не видно картинку?

нажмите

код:

Найти

Всего товаров: 0



Самые низкие цены

Великолепный век все 155 серий за 2400 рублей


Сваты все 6 сезонов+новогодние за 1150 рублей


Игра престолов все 7 сезонов за 1000 рублей


Кухня все 6 сезонов за 1000 рублей


Викинги все 4 сезона за 800 рублей


Любое копирование материалов сайта без ссылки на первоисточник запрещается.

Яндекс.Метрика