Андрей Носков: время собирать кирпичи

Когда много лет назад я увидела его в дипломном спектакле «Танц-класс» на сцене ТЮЗа, этого мальчика с балетной осанкой и огромными глазами все называли Андрюней. Сегодня Андрей Анатольевич Носков преподает танец на четырех курсах театральной академии, активно снимается и играет в четырех петербургских театрах. В основном это аншлаговые спектакли лучших режиссеров, идущие в Большом драматическом театре, в «Приюте комедианта», в Русской антрепризе им. Андрея Миронова и в собственной антрепризе «Носковы и Ко», созданной братьями Андреем и Ильей Носковыми. Еще была работа в Театре Армена Джигарханяна, участие в нескольких театральных проектах в Москве, работа за границей, аспирантура СПБГАТИ, работа на петербургском телевидении, съемки в рекламе, кино, телесериалы…

Фильмография и роли в театре заняли бы, наверное, страницу. Вообще говоря, Андрей — большой молодец, красавец и умница. У него есть жена, маленький сын, любимая работа и масса идей и проектов. Он много читает и каким-то чудом успевает все: играть роли, танцевать степ, писать книги, фотографировать … Впрочем, вся профессиональная деятельность и разнообразные увлечения Андрея Носкова подробно описаны на его сайте в Интернете.

Дома Андрей ходит в футболке «Золотая маска» — спектакль «Pro Турандот» с его участием номинировался на эту престижную театральную премию. На кухне у Носкова — отличный мини-бар с вином, коньяком и водкой. Андрей хвастается, что сам настаивает водочку на женьшене с кедровыми орешками.

Поговорить с Андреем Носковым о профессии — сплошное удовольствие. Он готов рассуждать и рассказывать часами: в гримерке, в машине, дома, по телефону… Вот только времени всегда не хватает. Приходится общаться многократно и буквально урывками.

Вот мы мчимся по закоулкам БДТ, кружим по лесенкам, проносимся вихрем по коридорчикам мимо портретов артистов труппы, мимо стенда, на котором вывешены фамилии должников членов Союза Театральных Деятелей — известные всей стране люди не сдали вовремя взносы. Андрея в списке нет. Впрочем, он еще не член СТД.

В гримерке полно кирпичей. Они лежат штабелями под раковиной и мешают актерам умываться.

«Как-то осенью, года два назад, я поднял на улице кирпич с дореволюционным клеймом и подарил своему другу-архитектору. Потом я стал обращать внимание на другие старинные кирпичи, которые до сих пор иногда попадаются на улицах Петербурга, и стал их собирать. Это меня очень успокаивает. Я понял, что когда у меня будет огромная квартира, я эти кирпичи сделаю элементом дизайна. Идея, конечно, не нова, но: у меня их уже такое количество, что я могу себя считать коллекционером. В городе всего человек пять-десять подобных собирателей камней, причем у меня уже больше 200 кирпичей, из них около 190 — совершенно разных. У меня даже есть картотека. Все кирпичи меченые: с фамилиями, с «ятями», со знаками всякими«. — Андрей роется в кирпичах и демонстрирует мне несколько экземпляров, любовно поглаживая, затем осторожно кладет на место. — Ну, их бы надо очистить, привести в порядок…»

Конечно, кирпичи не всегда просто так лежат на улицах. Случается, Андрей делает специальные рейды, выискивая очередной шедевр — например, уже найдены кирпичи с тремя видами двуглавых орлов. Иногда люди привозят ему кирпичи из других городов. Идет, бывало, артист Носков по Большому драматическому театру, а коллеги говорят: вот, мол, опять очередной камень тащит.

«Да, у меня время собирать камни. Кстати, у нас в Питере при старинном кирпичном заводе есть Музей кирпича, который организовала одна женщина: она знает о кирпичах буквально все. Я с ней связался, обменивался кирпичами, причем у меня даже есть то, чего нет в ее музее».

Еще Андрей пишет сценарии, пьесы и книги. Одна его книжка «Блажь» вышла небольшим тиражом и зажила своей жизнью. Андрею это как-то не понравилось, и он остатки сжег, приговаривая, видимо, что рукописи не горят. Кое-что действительно чудом сохранилось. Он обещал подарить мне свою «Блажь». Вообще, он то хвалится своей книжкой, то будто стыдится ее. Внезапный характер у артиста Носкова.

Андрей торопится на съемки, и мы снова бежим по коридорам БДТ. На пути неожиданно попадается телефон — висит прямо на стене в коридоре у гримерок.

«Тебе не нужно позвонить? — вежливо спрашивает меня Андрей. Он резко затормозил у аппарата и уже набирает номер. — Алло! — красиво так произносит он в трубку. Наверное, так говорили по телефону Настоящие Актеры МХАТа, ученики Таирова или Вахтангова. — Упс! — вдруг сбивается на сленг «звезда советского театра». — Айн момент! — совсем уж неожиданно говорит он и запросто переходит на немецкий.

Минут пять я топчусь под фотографией Евгения Лебедева в образе Холстомера и жду. Ничего не понимаю по-немецки, ибо учила другие языки. Наконец Андрей прощально улыбается трубке, и мы снова летим — в сторону служебного гардероба. По дороге делаю комплимент его немецкому: я так не умею.

«Да я и сам так не умею!» — смеется Андрей, галантно подавая мне пальто.

Этот человек не считает себя популярным, несмотря на то, что зрители ходят «на Носкова», видят его лицо в телевизоре, помнят его мягкий закадровый голос в рекламе кофе, да и просто узнают на улице. Он выделяется из толпы своей осанкой, открытым лицом, статью какой-то неспешной, кудрями буйными, обаянием безграничным.

«Популярность? — Андрей всерьез задумывается и даже морщится слегка. — Мне кажется, я не вру себе: у меня нет комплекса того, что я не популярный артист. Меня не заваливают цветами, хотя прохожие узнают, действительно, каждый день. У меня нет масштабных ролей в кино, но меня полностью устраивает то, что происходит в театре: слава богу, у меня теперь есть выбор, я работаю в четырех театрах. И мне это очень нравится! Так что я себя позиционирую — прошу прощения за модное словечко — как театрального артиста. Я, конечно, снимаюсь в кино примерно раз в год, но главную роль сыграл только в этом году — в фильме с рабочим названием «Пари» у режиссера Павлова-Сильванского.

У нас ведь как снимают актеров? Совершенно случайно. Лежишь себе в картотеках на разных киностудиях, тебя иногда вызывают, ты иногда снимаешься. Тому есть объективные причины: в российском кино работает обойма активно снимающихся артистов, элитных, их все знают, они кочуют из фильма в фильм. Такая отдельная каста типажей, под которых я, например, не подхожу — я не гожусь на роли бандитов и милиционеров. Зато я сыграл яркие характерные роли«.

Андрей подчас снимается в странных и неожиданных фильмах. Недавно он исполнил роль Пушкина в документальном фильме о поэте из цикла «Спутницы великих». Или был еще такой некоммерческий проект: фильм об осени. А в коммерческих он не участвует, потому что не тусуется. Это даже не снобизм, скорее, ему бывает просто лень…

«Я очень выборочно подхожу к работе. Но изначально я хожу на все пробы. На все! Мне предлагают — я пробую, чтобы получить возможность выбора. А что касается рекламы… У меня есть несколько знакомых в рекламном бизнесе. Зная меня, они не будут предлагать мне все подряд. Вот пиво — оно же разное есть. Например, про пиво снимают красивые, качественные рекламные микрофильмы».

Представьте себе, артистам не всегда дают попробовать то, что они рекламируют. Ни до съемок, ни после. «Наверное, можно было попросить баночку кофе домой, но я как-то прозевал момент. И рекламировал „кота в мешке“, доверился людям. Я просто пытаюсь делать честно то, на что соглашаюсь. Бывает, влипаю в разные истории, могу ошибаться, но главное — именно честно работать. Вот я никогда не употребляю слово „халтура“ в отношении рекламы или приработка. Если я должен вести какую-нибудь шоу-программу, я говорю, что еду на работу. Для меня то, что приносит деньги или удовольствие — это работа, которую я должен сделать хорошо».

И все же главное в жизни Андрея Носкова — это театр. Все остальное, к его собственному сожалению, только отвлекает от театра. «Я все время переключаюсь на нужную „программу“, чтобы не расходовать лишнюю энергию. Но все равно я живой человек, а не машина, поэтому иногда устаю от суеты, и жалею, что вместо мелочей не смог уделить время важному процессу созидания новой роли. В конечном счете, я растрачиваю самого себя, и потом требуются периоды накопления. Больше всего утомляет недоверие людей, когда приходится доказывать, что ты годишься на роль, убеждать, показывать».

Преподаватель Андрей Носков — это отдельная роль, которую он играет от души и совершенно серьезно. Вот он ведет репетицию во флигеле БДТ. Студенты смущены присутствием постороннего человека, но Носков говорит им: «У нас в гостях журналист, но вы не пугайтесь: будут искать не ваши недостатки, а мои». Студенты смотрят на Андрея Анатольевича с уважением. Хотела бы я сама учиться у этого человека. Он спокойно и подробно объясняет, все показывает, не раздражается, не демонстрирует свое превосходство. Ему хочется подражать, его слова хочется записывать: «Учимся держать темп. Это распространяется не только на степ, танец или движение. Нужно думать головой!» Или: «В напряжении никогда не добиться темпа — только в свободе». Или: «В нашей профессии самое главное — это возможность пробовать себя. Пока все театры не закрылись, вы еще имеете право на ошибку». Урок у Андрея Носкова заканчивается благодарностью с его стороны и овациями — от студентов. Они, кажется, счастливы.

Может быть, ему хочется открыть свою школу? «В том то и дело, что я мог бы. И силы есть, и возможности есть. Меня постоянно зовут преподавать в Германию. Я уже это делал — работал там с переводчиком, хотя немного знаю разговорный немецкий язык. Я хотел бы ездить регулярно в разные страны и зарабатывать там очень хорошие деньги. Меня театр не пускает. Условно говоря, для этого понадобилось бы бросить репертуарный театр. А я этого не хочу. Вот когда я стану великим и ужасным, и под меня будут подгонять афишу, тогда — возможно, и в Европу буду ездить, и бизнесом займусь в полную силу. А пока я о бизнесе мало что знаю, — доверительно сообщает мне Андрей хорошо поставленным шепотом: такой слышно даже в последнем ряду галерки. — Как вести дела правильно, о чем в нужный момент подумать, что предусмотреть… Но ведь все мы учимся на своих ошибках! — радостно заключает он и широко улыбается.

Отзывы (0) Написать отзыв

Здесь публикуются отзывы и обсуждения статей.

Сообщения не по теме удаляются.

не видно картинку?

нажмите

код:

Найти

Всего товаров: 0

Последнее видео

все

опубликовано: 26.02.2014

Оттепель (видео)

Последнии статьи

все

Любое копирование материалов сайта без ссылки на первоисточник запрещается.

Яндекс.Метрика