Андрей Харитонов : Молодых, красивых и талантливых не любят!

- Андрей, если не ошибаюсь, вы единственный советский актер, получивший “Золотую нимфу” в Монте-Карло за главную мужскую роль...

- Как раз ошибаетесь. До меня “Золотую нимфу” получил старик Оболенский за роль часовщика в картине “На исходе лета”. А еще раньше - Людмила Касаткина за “Вызываем огонь на себя”. А спустя 25 лет - Женя Миронов за Мышкина в “Идиоте”. Фишка-то знаете в чем? Тогда в СССР актер, получивший главный приз на международном фестивале, сразу получал наивысшую ставку и звание - очередное либо первое. У меня ничего этого не было. Более того, на киностудии имени Довженко никакой “Золотой нимфы” не заметили. Хотя там при входе стоял щит, где периодически появлялись поздравления, даже если ты криво чихнул или упал с лестницы. В моем случае даже на туалетной бумаге ничего не написали. Была, правда, госпремия, о которой на Украине до сих пор предпочитают не вспоминать.

- Это правда, что “премировал” вас лично первый секретарь ЦК партии Украины Щербицкий?

- Когда Щербицкому принесли документы на подпись, он посмотрел фильм. Спросил: “А кто сыграл Овода?” “А-а, - ему ответили, - студент второго курса...” - “Почему же мы тогда ему ничего не даем?” И премию поделили на троих: дали Бондарчуку, Мащенко - как живым классикам - и мне. Но действительно исключительно благодаря Владимиру Васильевичу. Украинские культурные деятели не сделали бы этого никогда!

- Как думаете - почему?

- Теперь, уже с высоты своих лет, я могу совершенно спокойно сказать: потому что молодых, красивых и талантливых не любят! Они вызывают отвращение у всех окружающих коллег. А в те годы я ничего не думал - работал себе и жил так, чтобы мне было интересно. Никогда никому ничего не пытался доказать.

ХОТЕЛ СТАТЬ БОГАТЫМ И ЗНАМЕНИТЫМ

- Андрей, почему вдруг решили стать актером? Ведь родители к искусству отношения не имели...

- Например, рисовать я начал очень рано. И рисовал, как, знаете, дети плачут, едят, то есть все время. А потом, года в четыре, меня стали водить в кино. Я практически подряд полосой посмотрел “Фанфан-Тюльпан”, “В джазе только девушки”, “Гусарскую балладу”, раз пятьдесят - “Морозко”... И мальчик, то есть я, испытал шок - увидел нечто невероятное. И я сказал себе: я должен быть там, на экране. Потому что Там настоящая жизнь, а то, что вокруг, - нет.

- Такие занятия, как спорт, художественная самодеятельность, музыка, в вашей юности были?

- Ни-че-го. В шестом или седьмом классе мы, конечно, слушали рок-музыку, и, например, от Deep Purple и Led Zeppelin меня даже вставляло. А советскую эстраду я стал воспринимать, только когда появилась Алла Пугачева. И вообще, я считаю, Алла Пугачева - самый успешный проект отдела культуры ЦК партии. (Смеется.)

- Почему самый успешный?

- Потому что сработал. Она овладела умами. Я вырос в то время, когда было два “светоча” - Алла Пугачева и Жванецкий. Один владел умами всех в одном направлении, а вторая - в другом.

Что касается увлечений, то я продолжал рисовать, заканчивал физматшколу. Потом даже год отучился на архитектурных курсах. И, скорее всего, сделал бы карьеру архитектора. Но были же еще творческий порыв и детская мечта. Я посмотрел на себя в зеркало и понял: “Если не на режиссерский, то уж на актерский я поступлю!”

- Поступая в театральный, мечтали удивить мир, сняться в эпохальном кино?

- Как я теперь шучу на тему “зачем люди идут в артисты”... Чтобы быть богатыми и знаменитыми.

- Можете нарисовать портрет Андрея Харитонова той поры?

- Я жил в свое удовольствие. Любил родителей, друзей. И первое время мне и в голову не приходило, что все, что со мной происходит, - это счастливый случай, потому что все, что у меня происходит в жизни действительно знакового, - это всегда чудеса. Ведь на втором курсе я передумал быть актером...

- Почему?

- На втором курсе мне стало ясно, что в этом чужом закрытом мире без денег и блата я, скорее всего, буду сообщать “кушать подано”, и в лучшем случае - на сцене Киевского театра русской драмы. А это мне как-то совсем не нужно было. Словом, я собирался уже было переводиться на сценографию, как произошло одно из чудес. Меня пригласили сниматься в “Оводе”.

НАМ ПЛАТИЛИ “НАТУРОЙ” В ПРАВИЛЬНОМ СМЫСЛЕ СЛОВА

- Если верить легенде, режиссер Мащенко сидел в ресторане злой, что не может найти актера на главную роль. И вдруг заходит Андрей Харитонов - вылитый Артур Риварес...

- Это он сам рассказывает в каком-то интервью. Мастер уже придумал легенду и считает, что она красивая. На самом деле неправда про ресторан. На втором курсе мы играли “Гамлета”. И мой третий педагог Валя Черняк, узнав, что Мащенко не может найти артиста на Овода, посоветовал ему меня. Мы встретились в киевском Доме кино. Он спросил: “Плакать умеешь?” - “Легко!” - “Ты утвержден”. Потом он начал водить меня по всем кинематографическим кулуарам, включая отдел культуры ЦК партии. Ну а затем начались съемки.
Режиссер Мащенко сидел в ресторане злой, что не может найти актера на главную роль. И вдруг заходит Андрей Харитонов - вылитый Артур Риварес.


- Это правда, что ваш первый съемочный день совпал с вашим двадцатилетием?

- Чистое совпадение - об этом никто ничего не знал. Но запомнил я его на всю жизнь. Первой снималась сцена, где моего героя приковывают к стене в пещере. А у Николая Павловича Мащенко, что мне не всегда нравилось, на экране все должно было быть настоящее. Слезы, кандалы, вино... Мол, чтобы войти в образ, актер должен все на своей шкуре прочувствовать. Вот они меня и приковали, а сами ушли на обед. И лежал я так долго. Пока мой гример Вася Гаркавый тайком от всех не пришел меня поддержать в сей трудный момент и не влил в меня 50 граммов спирта. Иначе первый съемочный день мог оказаться последним. (Смеется.) Шучу, конечно.

- Картина имела просто феноменальный успех. Как думаете - почему?

- Это сейчас, когда у нас огромное количество телеканалов, Интернет, людей трудно удивить. А когда в затравленной, голодной, грязной стране показали костюмированную мелодраму с костюмами от Зайцева, да еще с такими артистами, как Сергей Федорович Бондарчук, Настя Вертинская, это, естественно, посмотрели все.

- После премьеры к вам намертво приклеился ярлык “самый красивый актер СССР”. Судя по фильмографии, в 80-е годы режиссеры разрывали вас на части...

- Это не так, я снимался очень мало. Я был романтическим героем. А у нас тогда был один вид героя - социальный. Работяга! Или девчонка с соседней улицы. Что у нас в те годы снимали? “Автоматы в томате и сопли в томате”! Главный интерьер: стол, стул, кровать, хрущевка. Там разворачивался весь наш кинематограф эпохи застоя. Поэтому если в год у меня было две-три картины - замечательно. На пике. А то, что они становились блокбастерами, как ныне принято говорить, не моя вина - это совпадение тоже. “Тайну черных дроздов” и “Человека-невидимку” за первый месяц посмотрели более 16 миллионов зрителей, это были два суперпопулярных фильма. В советское время создатели картины, собравшие такую аудиторию, получали повторные постановочные, то есть премиальные. А по-простому, артист получал за такую работу три гонорара. Поэтому лично мне сейчас очень смешно слышать, что “за первый и за второй уик-энд такой-то фильм сделал рекордные сборы”. Вот если бы те 16 миллионов хотя бы по пять баксов кинули, вот это были бы настоящие сборы.

- Тем не менее слава давала материальные блага - у вас квартира в центре Москвы...

- (Перебивает.) Нет, квартиру мне дал ЦК комсомола Украины - в Киеве. В 21 год у меня была отдельная квартира... Спору нет, профессия мне многое дала. Тогда главная роль стоила пять тысяч рублей, и, грубо говоря, это была машина. Как я этим распоряжался - другой разговор. Зато мне есть что вспомнить!

- Кстати, как вам сегодняшняя действительность - лучше, хуже, комфортнее, чем тогда было?

- Смотря что иметь в виду.

- Возможности.

- Если кататься по миру, то да. Но поймите, я-то никогда этим не был обделен. У нас, так сказать, “звезд первого эшелона”, были возможности, был доступ. Нам было многое позволено. Собственно, может, в материальном плане меньше. Но нам платили “натурой” в хорошем, правильном смысле слова. А то, что артисты всегда жили плохо - это тоже правда. И то, что сегодня мы можем позволить себе хорошо питаться или купить тряпки, я не считаю райской жизнью. Так что для артистов лучше не стало.

УВИДЕТЬ ХАРИТОНОВА “ЖИВЬЕМ”

- В 1984 году вы совершили довольно странный со стороны поступок для известного артиста кино - пошли работать в театр...

- Это был чисто рациональный поход. Мне нужен был классический, скажем, театр, где есть возможность заниматься профессией. Таким стал Малый. И это тоже был счастливый случай, что великий Михаил Иванович Царев меня взял. Причем абсолютно для меня неожиданно.

- В театре же не любили снимающихся актеров...

- Он мне и сказал: “Деточка, вы кинозвезда. Зачем вам это нужно?” Я ответил, что хочу еще попробовать стать артистом. “Ну попробуйте!” - сказал Царев. В Малом я проработал шесть лет, и он мне дал вторую - самую главную - часть моего профессионального образования. Я сыграл Инсарова в “Накануне” по Тургеневу. Потом Жадова в “Доходном месте” Островского, Ипполита в “Федре” Расина.

- На Харитонова ходили?

- Да в том-то и дело... Это как раз тот случай, когда не надо путать понятия “звезда” и “артист”, это разные вещи. Если твоим изображением заклеены все газеты и журналы, естественно, первые двадцать рядов - это те, кто пришел на тебя живого посмотреть. Вот на меня и ходили смотреть именно в этом качестве. Ведь в Малом свои законы - там нужно было год выходить, например, с алебардой, без слов. Или в массовке. И я честно выходил. В том числе в прекрасных спектаклях, где играли великие мастера. А потом с теми же великими я выходил со служебного входа на улицу, где толпа стояла, чтобы увидеть “какого-то” Харитонова. Признаться, в тот момент мне было стыдно - я-то прекрасно понимал, что это не имеет отношения к тому, какой Харитонов был артист. А вот когда мы с Людмилой Титовой сделали “Двое на качелях” У. Гибсона, то уже весь наш театр ходил смотреть: что же это там молодежь устроила...

- В прессу просачивались слухи про ваш якобы бурный роман с Анастасией Вертинской и с алкоголем. Вам приходилось читать о себе нечто невероятное?
- Дайте мне столько денег, сколько мне нужно, и вы вообще забудете, как я выгляжу.


- Ни разу. Я всегда очень спокойно к этому относился. Более того, я так долго шел к тому, чтобы с самим собою быть в ладу, что меня лично всегда ничтожно мало интересовало, что обо мне говорят и думают. Сегодня я собой и своей жизнью доволен.

- Творческих ошибок было много?

- По жизни у меня было много ошибок, как бывает у всех. А вот творческих ошибок у меня не было. (Смеется.) Самое смешное, что я не шучу.

По поводу слухов я вам расскажу одну историю из жизни. В 1982 году на экраны вышел фильм Бориса Степанцева “Ассоль” по Грину. И вот одна девочка, посмотрев картину, очевидно, влюбилась в этого Грея, которого я играл. Спустя годы она прочитала в бульварной газете статью о том, что актер Андрей Харитонов подрабатывает в службе эскорта для богатых дам. Уж откуда у журналистов такая информация, я не знаю... Но у этой барышни случилась психическая травма, причем такая серьезная, что она стала журналистом (ныне самым скандальным в мире желтой прессы). Параллельно стала писать рассказы и пьесы. И написала про меня пьесу под названием “Комплекс принца”.

- Это реальная история?

- Абсолютно. Первое издание, опубликованное четыре года назад, вышло с моей фотографией как прототипа главного героя. А судьба этого главного героя, которого “совершенно случайно” зовут Андреем, в ее интерпретации такова. Он уже хозяин фирмы секс-услуг для богатых, его за 15 тысяч долларов снимает какая-то украинская миллиардерша. У них возникает большое и светлое чувство... Ну написала и написала. Но года три назад другая барышня сняла по этой пьесе фильм. Главную роль предложили Домогарову, он отказался. И “меня” сыграл Дмитрий Харатьян. Миллиардершу - Алика Смехова, для меня человек очень любимый и не последний. Фильм дважды транслировался по Первому каналу и назывался “Мой принц”. Словом, цирк американский бесплатный на колесах. Единственная беда - не сообразили меня на премьеру пригласить. А то ведь могли такие деньги заработать, показав отрывки из “Ассоли”, “Овода”...

- В начале 90-х вы ушли из Малого и сняли фильм ужасов “Жажда страсти”, с Вертинской, Костолевским, Раковым, собравший кучу призов. Почему же продолжения режиссерской карьеры не последовало?

- А потому что тогда, на заре революции, так сказать, можно было снять частное кино, при этом собрать много денег, прилично заплатить артистам. И даже заключить контракт, по которому его восемь лет показывали по телику. Но на студиях все очень быстро сориентировались, и заниматься этим стало нерентабельно - все услуги подорожали сразу вдвое. И потом - не в свои сани не садись... Я не собирался быть режиссером. Да, мне это было интересно попробовать. Я попробовал и понял: можно снимать кино и с удовольствием. Главное - воровать не нужно, тогда все получается. Но если ты хочешь снять картину, где отвечаешь за каждый кадр, то на это нужно положить жизнь. А я не для этого родился на этот свет.

ИГРАЮ ЛЮБОВНИКОВ- ДЕДУШЕК

- Андрей, а почему вы попали в разряд актеров, которых телевидение преподносит как “сломленных звездной болезнью”?

- А потому, что задача телевидения (как, собственно, и всех СМИ во всем мире) - дезинформировать электорат, нужна либо трагедия, либо какая-то другая кака, чтобы произвести сенсационное впечатление на зрителя. Они же, зная о том, что лет пять-семь я просто бухал, видимо, решили показать нарезку из моих фильмов на фоне “разложившегося персонажа” в подворотне. Сколько передач начинали снимать, но когда они встречались со мной, становилось непонятно, про что снимать. Вот если бы я валялся - тогда у них интересный материал. А человек, у которого все в порядке, мало кому любопытен. И это не бред - это устройство всех СМИ, и тут предъявлять к ним какие-то претензии трудно. Поэтому все время и пишут про измены, про извращения, про крахи... Это как бы события.

- Словом, ваш случай не имеет отношения к звездной болезни, которую вам приписывают?

- А кто приписывает? Собственно, мне ее очень трудно приписать...

- Ваши же слова: “Потом у меня снесло крышу, и я начал пить”.

- Во-первых, я такого не мог сказать... Давайте разберемся: а с чего артист Харитонов начал пить? Если и от болезни, то не от звездной. Выпивал я с юности, сколько хотел. Пока были силы, как говорится. Потом происходит одно из двух: либо человек заболевает, либо нет, и тогда просто называется пьяницей. Я знаю многих коллег и не коллег, кто наутро встал, умылся и пошел на работу, даже не опохмеляясь, хотя накануне три бутылки сожрано было. Я так уже не мог.

- Говорят, это распространенная болезнь творческих людей. Мол, результат того, что талант не востребован...

- Чушь. Артист на виду, поэтому так говорят. В нашей стране точно так же пьют дворники, банщики и директора институтов. Любой алкоголик вам подведет базу: “меня не понимают”, “бабы бросили”... А на самом деле он уже не может остановиться, он болен. Только когда я понял, что все, кранты, я начал искать врача, который бы смог все это тормознуть. Шесть лет назад нашел. И это тоже счастливый случай в моей жизни, что я вышел на него. Но, заметьте, все эти годы я не валялся, а работал. Четыре года - на телевидении, где, кстати, лицо артиста Харитонова оставалось за кадром. Потом началось антрепризное движение. Параллельно снимался в нескольких картинах. А там до кучи - в 2004-м я уже не пил с первого января.

- А какие ценности для вас на первом месте?

- Из нравственных, естественно, на первом месте - библейские. Я люблю и ценю свою профессию. Но при этом для меня совершенно не в лом сказать честно: дайте мне столько денег, сколько мне нужно, и вы вообще забудете, как я выгляжу.

- Неужели?

- Сто процентов!

- Чем бы вы тогда занимались?

- Ни-чем. Жил бы своей жизнью, отдыхал. Повторяю: я очень люблю свою работу, но я не живу, чтобы работать. Возможно, путешествовал бы или наконец залег читать книги. Или продюсировал. Может, занялся бы компьютерной графикой - это намного интереснее профессии актера. Но не находился бы в том состоянии, в котором вынуждено находиться практически все наше поколение и поколение постарше. То есть решать проблему выживания, заработка. Тем более у меня семья, мама на пенсии, собака...

Отзывы (0) Написать отзыв

Здесь публикуются отзывы и обсуждения статей.

Сообщения не по теме удаляются.

не видно картинку?

нажмите

код:

Найти

Всего товаров: 0



Самые низкие цены

Аббатство Даунтон(все 6 сезонов+фильмы)


Коллекция Советских мультфильмов


Игра престолов все 8 сезонов за 1000 рублей


Сваты все 7 сезонов+новогодние за 1150 рублей


Чисто Английские убийства 22 сезона


Миллиарды все 6 сезонов за 1100 рублей


Полицейский с Рублёвки все сезоны+Новогодние


Джеймс Бонд все 27 фильмов на 27 двд


Любое копирование материалов сайта без ссылки на первоисточник запрещается.

Яндекс.Метрика