Алан Рикман: злодей и джентльмен

Фильм должен был открыть цикл экранизаций уже ставших культовыми романов Джоан Роулинг о приключениях юного волшебника в школе магии Хогвартс. Кстати, именно писательница предложила кандидатуру Алана Рикмана на роль Снейпа. И не прогадала: он стал самой яркой звездой «поттерианы». Рикман практически создал роль Северуса Снейпа во всей ее многогранной сложности. И повлиял на образ профессора в книгах. Джоанна Ролинг в новых романах соотносила действия персонажа уже не только со своим изначальным замыслом, но и с тем, каким Снейп предстает в фильмах.

Трудность работы над этим образом состоит прежде всего в том, что у Снейпа довольно мало реплик. Приходится «играть» с помощью мимики и пластики. Причем Снейп – человек малоэмоциональный, и мимика у него скупая…

Однако Рикман с задачей справился: его молчаливый мрачный профессор побил все рекорды популярности среди героев «поттерианы».

Даже положительные герои или признанные красавцы уступают ему.

Именно Северусу Снейпу (и Алану Рикману) посвящено больше всего фанатских сайтов.

При своей специфической внешности, Рикман/Снейп стал даже объектом эротических фантазий многих юных и даже не очень юных зрительниц. Появился даже такой термин: «рикманомания».

Это самый неоднозначный персонаж саги и между поклонниками все время, пока публиковалась «поттериана», шли жаркие дебаты: герой он или злодей? Профессор Снейп – «двойной агент», но кому он служит на самом деле: светлым или темным силам? Искренна ли его ненависть к Гарри Поттеру или он притворяется врагом юного волшебника, а на самом деле тайно охраняет его от слуг Волан-де-Морта?

В шестом томе Снейп убивает всеми любимого Альбуса Дамбльдора и скрывается вместе с Драко Малфоем и Пожирателями Смерти. Но не было ли это преступление тщательно продуманной акцией с целью внедрения Снейпа в число приближенных Волан-де-Морта? Дамбльдор был способен пожертвовать собой во имя победы над силами зла… Кое-кто из читателей предполагал, что все просто, и самый противный учитель в Хогвартсе по совместительству окажется и главным негодяем.

Домыслов было бесконечное множество, а правду все узнали, только когда вышла седьмая книга.

Алан Рикман был единственным, кому Джоанна Роулинг рассказала, что ждет впереди его героя: например, о событиях шестой книги – о том, что профессор Снейп убьет директора Дамблдора – он знал еще до ее выхода, потому что это было важно для правильной трактовки образа. Ходят слухи, что Джоанна рассказала ему, чем все закончится… И пока поклонницы Рикмана (и его героя) ходили в футболках с надписью «Я верю Северусу Снейпу!», и до хрипоты спорили с теми, кто Снейпу не верил, Алан уже знал: профессор Снейп – двойной агент, он был всю жизнь влюблен в маму Гарри Поттера, прелестную Лили, он так и не смог пережить ее гибель и он отдаст жизнь, чтобы отомстить за нее Волан-де-Морту.

...Рикман не любит говорить о роли Снейпа. Разве что пожалуется, как его угнетает корсет, в который актера затягивают перед тем, как облачить в знаменитую черную мантию.

Алан Патрик Рикман родился 21 февраля 1946 года в Лондоне. Мать – валлийка, отец – ирландец: Рикман по праву называет себя «чистокровным кельтом». Правда, систему воспитания его родители приняли истинно английскую: "дети должны быть видны, но не слышны". Жили довольно бедно, но очень счастливо. Алан до сих пор вспоминает детские годы с нежностью.

Отец умер, когда Алану едва исполнилось восемь. На похороны мальчика не взяли, что его очень огорчило: ему хотелось попрощаться с отцом. Особенно обидно было, что его старшему брату пойти позволили… Но мудрая мама сказала, что старший поддержит ее, а рассудительному Алану поручила утешать младших сестричку и братика.

У Алана с матерью были очень близкие, доверительные отношения. Оставшись с четырьмя детьми на руках, она не сдалась и не пала духом, и даже помогла детям справиться с горем и найти себя в жизни. Она снова вышла замуж, но этот брак продлился всего три года.

"Все, что можно сказать – это не сложилось, — объяснял Алан. — У нее была лишь одна любовь в жизни".

Видимо, сам он однолюбом получился в мать.

Как и многие будущие кинозвезды, Алан дебютировал в школьном спектакле. В первый раз он вышел на сцену в семь лет, а первую значительную роль получил в одиннадцать: по иронии судьбы, это была женская роль Волумнии из шекспировской пьесы «Кориолан».

Потом окончил Колледж Искусств в Челси, где встретил свою первую и единственную любовь: Риму Хортон.

С ней он прожил всю жизнь, хотя они так и не поженились.

А в юности Алан и Рима вместе играли в самодеятельной театральной труппе под названием «Brook Green Players». 

Алан Рикман после каждого интервью провожает журналиста напутствием: «Попробуйте написать про меня статью, не используя слов "злодей" и "плохой парень"!» Пока еще никому этого не удалось. Ведь Рикман прославился ролями злодеев и очень, очень плохих парней. Плохих, но совершенно неотразимых!

В Королевскую Академию Драматического Искусства Алан поступил, весьма зловеще прочитав монолог Ричарда III. Уже первые шаги Рикмана на актерской стезе были благосклонно отмечены критикой. Он переиграл невероятное количество негодяев – преимущественно классических, таких как Лаэрт, Тибальт или виконт де Вальмон, — и всегда казался публике неотразимо обаятельным.

Его партнерша по спектаклю «Опасные связи» Линдси Дункан сказала в ту пору фразу, которая потом стала знаменитой: «Многие люди уходили из театра, желая заниматься любовью, и большинство из них хотели заниматься любовью с Рикманом». Вообще же успех Алана в роли Вальмона был просто сенсационным: впервые в истории лондонских театров плакаты к спектаклю сделались отдельным источником доходов для театральной администрации. Поклонницы с восторгом покупали изображения мрачного Рикмана в элегантном камзоле с пышным жабо и в напудренном парике. В 1986 году «Опасные связи» гастролировали на Бродвее, и там Алана заметили американские продюсеры.

Первой заметной ролью Рикмана на телевидении так же был обворожительный негодяй Обадия Слоуп в «Хрониках Барчестера», а в кино – хитроумный немецкий террорист Ганс Груббер, с которым Брюс Уиллис героически сражался в «Крепком орешке». Благодаря этой роли Алан привлек к себе внимание голливудских продюсеров и его начали приглашать в другие фильмы, но… Из-за этой роли он потерял возможность сыграть Вальмона в кино. Хотя Алан считался лучшим театральным Вальмоном и был еще в подходящем возрасте, продюсеры не решились пригласить в фильм о 18 столетии «парня из боевика».

Зато в историческом боевике «Робин Гуд – принц воров» Рикмана снять решились, и не пожалели: его роскошный шериф Ноттингемский, с которым героически сражался Робин Гуд в исполнении Кевина Костнера, покорил сердца зрительниц, большинство их которых так и не поняли, почему красавица Марианна предпочла Робина/Костнера – шерифу/Рикману, ведь последний выглядел куда сексапильнее! Образ «восхитительного негодяя» стал визитной карточкой Рикмана: он сыграл порочного «старца» Распутина в одноименном фильме, потом великолепного в своей хладнокровной жестокости ирландского террориста Эймона де Валера в фильме об основателе ИРА «Майкл Коллинз».

За шерифа Ноттингемского Алан получил премию Британской киноакадемии, как лучший актер второго плана, и премию газеты "Ивнинг Стэндард" за лучшую мужскую роль. Распутин принес ему премии "Эмми", "Золотой глобус", "Золотой Сателлит" и Гильдии киноактеров.

Впрочем, были и исключения. Например, вполне добродетельный и достойный полковник Брендон в экранизации романа Джейн Остин «Разум и чувства»: посмотрев эту картину, его друзья заявили, что Алан впервые сыграл самого себя! Или знаменитый целитель, основатель месмеризма, в фильме «Месмер». А еще Рикман рискнул сыграть самого архангела Метатрона по прозвищу «Глас Божий» в интеллектуальной комедии «Догма», и эта роль так же стала одной из его бесспорных удач.

 

Алан Рикман понимает, что в истории кино скорее всего останется как профессор Снейп. И не особенно переживает, что более значительные и серьезные его роли не снискали такого успеха.

Рикман с удовольствием согласился сниматься в экранизации исторического триллера Патрика Зюскинда «Парфюмер», где ему предложили сложную и эмоционально насыщенную роль богатого аристократа Антуана Ричи, отца прелестной Лауры, за которой охотится маньяк-парфюмер.

Следует отметить, что в романе Ричи прописан слабо, к тому же он столь же неоднозначен, как и все персонажи Зюскинда, он не плохой и не хороший, да еще и вожделеет к собственной дочери, хоть и борется с этим чувством, сознавая его порочность.

В фильме все характеры решили сделать более выпуклыми, а умный и мужественный Антуан Ричи стал положительным персонажем. Он обожает свое дитя, но это чувство абсолютно чистое. Он готов сражаться за дочь. Инстинктом сильного и благородного хищника Ричи чувствует, что Лауре грозит опасность. Он единственный пытается что-то всерьез предпринять для поимки неизвестного маньяка, убивающего девушек.

Духовная сила Антуана Ричи позволяет ему дольше всех противостоять пленительному аромату, который создает убийца Гренуй, чтобы покорить толпу… Ричи в исполнении Алана Рикмана вызывает безусловную симпатию и сочувствие, к тому же он необычайно привлекателен, как мужчина.

Так же неотразимо обаятелен его вполне добродетельный и совсем немолодой персонаж в интеллектуальной мелодраме «Снежный пирог». Его Алекс человек интеллигентный, замкнутый, надломленный, но несгибаемый и способный на настоящее сочувствие. Кстати, «Снежный пирог» — один из самых любимых фильмов для самого Рикмана. А «рикманоманки» сходят с ума, по сто раз пересматривая эротическую сцену, где герой Рикмана занимается любовью с героиней Кэрри-Энн Мосс. Что ж, он и правда умеет сыграть и пыл, и нежность: наверное, натренировался, когда всех подряд соблазнял в роли Вальмона.

Что касается личной жизни Алана Рикмана – тут журналистам поживиться совершенно нечем.

 

Во-первых, Рикман вообще не любит, когда его спрашивают о близких ему людях и когда о них пишут в газетах. А поскольку он – один из любезнейших и приятнейших актеров, и очень деликатно относится к журналистам, в них он как правило пробуждают ответную деликатность… Ну, а если попадается совсем уж неприятный и неделикатный тип, Рикман решительно отказывается общаться не только с ним, но и с представлявшим его изданием. Это достаточно суровое наказание для газетчиков и потому к Алану Рикману стараются посылать только хорошо воспитанных и чутких корреспондентов. Тем более, что он не скрывает, что вообще-то не любит ни журналистов, ни сам процесс интервью.

Во-вторых, даже те, кто ставил себе задачу найти какую-нибудь пикантную информацию о личной жизни Рикмана, оставались ни с чем. Он порядочный человек, в чем-то даже скучный. Всю жизнь посвящает искусству. Алан однолюб, как и его мать, и все еще живет с Римой Хортон. Рима актрисой не стала, всю жизнь преподавала экономику, сейчас она на пенсии. Они с Аланом ведут вполне обычную, тихую жизнь пожилых супругов.

Время от времени проходит слух, будто они расстались, но пока еще этот слух ничем не подтвержден: супруги все так же бывают вместе и на тех немногих мероприятиях, которые Рикман посещает, и на прогулках… Рима не любит появляться на фотографиях в журналах в качестве жены знаменитого актера. Она предпочитает, когда Рикман упоминается в отчетах о мероприятиях лейбористов, как муж Римы Хортон.

"Она потрясающе терпимая. Возможно, кандидат в святые", — без тени улыбки говорит Алан о Риме. А на вопрос, к чему же она проявляет такую уникальную терпимость, отвечает: "Я – актер". Алан считает, что жить с творческим, а значит – не совсем нормальным человеком, большое испытание для человека нормального… И очень ценит Риму за то, что она это испытание выдерживает с честью.

Детей у них нет. Алан очень любит своих племянниц, балует их, гуляет с ними, водит в кино, в музеи и по магазинам. Он говорит, что если бы у него были дети, он бы позволял им все, он был бы очень плохим, слабовольным отцом, потому что обожал бы их безгранично…

Но своих детей у него так и не появилось. На вопрос «почему так случилось» он строго отвечает, что «это зависело не только от его решения». Рима не хотела. Ей нравилась их свободная, насыщенная, замкнутая друг на друге жизнь. А потом стало слишком поздно. Но Рима не горюет, у нее по-прежнему весьма насыщенная жизнь, она занимается политикой и привлекает мужа к своей активной деятельности в поддержку лейбористской партии. Что касается Алана, то у него в конце концов есть племянницы… Он очень добрый дядюшка.

Однажды Рикмана спросили, почему он не женится на двадцатилетней, которая родит ему детей. Ведь у него столько поклонниц! Он был так возмущен, что даже не нашелся, что ответить. Только выдавил, что для него это совершенно неприемлемо.

Порядочный человек. Настоящий джентльмен. Прекрасный семьянин. Почти гениальный актер. Редко бывает, чтобы столько достоинств совпало в одном человеке! А Алан Рикман еще и интеллектуал, он великолепно образован, умен и рассудителен.

Многие из столь нелюбимых Рикманом журналистов отмечали, что разговаривать с ним – большое удовольствие, это никогда не бывает просто шаблонное интервью, это всегда – интересная беседа, и к каждому вопросу Алан относится серьезно, обдумывает ответ, особенно если вопрос о творчестве. Зато о самом себе он всегда говорит с юмором: «Я серьезно отношусь к своей работе, а это возможно только при несерьезном отношении к собственной персоне».

Рикман действительно очень серьезно относится к работе. Если ему предстоит сниматься в историческом фильме, то во время подготовки к роли он изучает период, в котором придется жить его герою. И в каждом своем персонаже Алан старается увидеть не шаблонный типаж, а живого человека, цельную личность со своими достоинствами и недостатками. Причем даже в самом отпетом злодее он умудряется найти какие-то достоинства – и потом перенести их на экран.

Возможно, поэтому все сыгранные Рикманом негодяи так обаятельны.

На съемочной площадке Алан работает, как одержимый. Репетирует, пока не вживется в образ. Делает множество дублей с разными вариантами мимики и движений своего героя. Режиссер Ян Маккелен, у которого Рикман снимался в «Распутине», вспоминает: "Он никогда не будет продолжать работу, пока не сыграет сцену лучше, чем это вообще возможно. Он не остановится, пока сам не будет доволен собой".

В 1997 году Рикман попробовал себя в режиссуре и его фильм «Зимний гость» с Эммой Томпсон в главной роли на Венецианском кинофестивале выиграл три награды, а позже получил награду Best Feature на Кинофестивале Чикаго. Но несмотря на очевидный успех, Алан все же не решился продолжать эксперименты с режиссурой. Это отнимало слишком много времени и сил, и приходилось отказываться от интересных ролей.

Рикман предпочел сосредоточиться на актерской карьере.

Алан Рикман мечтает когда-нибудь купить собственный театр в Лондоне и ставить там серьезные спектакли — "и все еще оставаться актером, продолжая играть и в семьдесят лет…".

Что ж, сейчас ему шестьдесят, а он играет тридцатилетних. Скорее всего, и в семьдесят он так же не будет выглядеть на свой настоящий возраст. И будет продолжать играть невероятно привлекательных злодеев.

В самом скором времени нам предстоит увидеть его в роли Синей Гусенице в экстравагантной экранизации «Алисы в Стране Чудес», которую в настоящий момент снимает Тим Бартон. Алан Рикман будет возлежать на шляпке гриба, курить кальян и бархатным голосом беседовать с Алисой, которую играет уже вполне взрослая девушка (ее играет Миа Васиковска), способная оценить его знаменитое очарование.

А пока – все в кино, чтобы посмотреть, как в новом фильме "Гарри Поттер и Принц-Полукровка" неотразимый зельевар профессор Снейп убьет доброго волшебника Дамблдора! Своего наставника, покровителя и единственного друга... И как Алан Рикман сможет сыграть тщательно скрываемое страдание своего героя.

Отзывы (0) Написать отзыв

Здесь публикуются отзывы и обсуждения статей.

Сообщения не по теме удаляются.

не видно картинку?

нажмите

код:

Найти

Всего товаров: 0

Последнее видео

все

опубликовано: 26.02.2014

Оттепель (видео)

Последнии статьи

все

Любое копирование материалов сайта без ссылки на первоисточник запрещается.

Яндекс.Метрика